Две истории, которые все изменили
Пафос здесь по делу, обещаю, bear with me. Вот так амбициозно начинаю КВН.
Как вам моя иллюстрация к выражению bear with me? Как говорится, "это после грибов";) |
Я вспоминаю эти две истории в связи с двумя developments in my life:
1. В апреле - мае я с Машей проходила курс риторики, о котором я всем уже уши прожужжала (@ritor_by), но, когда мои биографы будут читать этот блог в 2076 году, это будет не так свежо в памяти, поэтому надо им помочь и напомнить, откуда ноги растут. На последнем занятии, темой которого был сторителлинг, Егор предложил нам, well, to tell a story. Я рассказала одну из двух историй ниже (про яблоки). Она вызвала сильную реакцию, поэтому я решила ее еще и записать. Мне, кстати, кажется, что мне лучше удается передать посыл в устной форме, а не письменной, но ведь не всем посчастливится со мной лично встретиться, а даже если посчастливится, возможно, у нас будет мало времени. Или много времени, но много тем для обсуждения (tangents, tangents), и до этой важной истории с яблоками мы так и не дойдем... Короче, я решила подстраховаться;)
2. Я на удивление часто возвращаюсь мыслями к этим двум историям в разные жизненные периоды. Говорят, никогда не знаешь, что маленькие дети запомнят о своем детстве: ты им устраиваешь безумные праздники с медведями, санками и фейерверками, а они помнят какую-то мелочь типа как они бутылки сдавали в магазине возле дома (рандомный пример=)
Эти истории произошли относительно рано в моей жизни (это я с высоты 34 лет говорю;), и меня торкнуло уже тогда, что странно, подростки ведь без царя в голове*=)
Они оставили неизгладимое впечатление, и продолжают меня бороздить вдоль и поперек. Они о том, к чему я витками возвращаюсь в разных формах и контекстах в разные периоды жизни, о The Power of Now, о том, о чем столько фильмов, стихов, песен, картин, пьес (вот хотя бы "Есть только миг между прошлым и будущим", очень мне нравится).
Перейдем к историям.
Первая: Венгрия, загорелые ноги, девушка
Я очень старалась придумать catchy название! Получилось?
Как у всякого подростка, у меня было несколько комплексов по поводу внешности, хотя, наверное, правильнее было бы сказать, что я состояла из одних сплошных комплексов. Один из них - что у меня дурацкие ноги: худые, и непонятно, кривые или стройные. Я даже у папы спросила; он сказал, что красивые. Это удивительно, конечно, но он так сказал! Но главное - они были белые!
Как видели мои ноги окружающие: скорее всего, они их не видели, а занимались своими делами. Как видела свои ноги я: две бело-синие* спички, да еще и волосатые, сверху не рассмотреть, то ли кривые, то ли ровные. Вообще у меня тогда было смещено чувство прекрасного. Бритни Спирс мне казалась красавицей (правда, и Пенелопа Крус тоже=)
*сейчас думаю, белый и синий же мои любимые цвета! И чем я была так недовольна?
Синюшно-белые ноги мне казались верхом уродства или, как минимум, неприличия. Нужен был благородный шоколадный оттенок с золотым отливом. И так как мои не были шоколадными с золотым отливом, я ходила в плотных синих джинсах, в том числе (и особенно!) летом. Конечно, это белорусское лето, а не теннессийское, но и у нас бывали heat waves, когда температура переваливала за 25. Папа пару раз меня подкалывал по поводу того, как непрактично и необъяснимо ходить в джинсах, когда можно в хлопковых юбках. Но его комментарии меня еще больше убеждали в том, что ходить в джинсах я буду 12 месяцев в году.
В 14 лет я поехала в Венгрию, где познакомилась с классной девочкой Леной из Питера. Я ее никогда не забуду по ряду причин, но вот главная.
Она как-то тоже спросила, какого фига я в венгерское лето (от 30 градусов и выше) не снимаю эти дибильные плотные темно-синие, почти черные джинсы-клеш. Даже сейчас смотрю на фото и не могу понять, как я умудрилась pull it off. Кроме того, как же ноги загорят, если постоянно ходить в джинсах? Chicken and egg problem.
Вот фото, на которое я смотрю. Мне 14, Hosok Tere, место тысячи смертей 2010-2013=) |
Сейчас, 20 лет спустя, я интерпретирую это как The Power of Now: дело не в том, в каком возрасте ты красивее, красивее ли ты в 16, чем в 34, а в том, что ты красивый прямо сейчас. Поэтому надо танцевать, ходить в сауну, на пляж, заниматься любовью, делать все, что хочется, сейчас, потому что сейчас самое время. Про это еще классная песня Everybody's Free (To Wear Sunscreen):
Вторая: папа и яблоки
В детстве меня часто отвозили к маминым родителям, бабушке и дедушке, в деревню Старые Дороги, на срок от двух дней до двух месяцев. Я, городской заморыш, страшно не любила эти высадки в Нормандии и могла выдать целый список убийственно логичных причин моей нелюбви. Во-первых, я была травмирована тем, что в раннем детстве мама просто оставляла меня там и приезжала только на выходных, убедиться, что меня не съели комары. Во-вторых, мне было одиноко: там не было других детей, никого из моих многочисленных двоюродных братьев и сестер. В-третьих, туалет на улице, водопровода нет. Руки мыть под разломанным ржавым ведром с нажималкой, которую теребишь, из нее в ответ на стимуляцию течет неровной струйкой вода. Руки мылишь беспонтовым растресканным обмылышем, который и не мылится-то толком. Все мне в Старых Дорогах было не так и не то.
Мне казалось, что там скукота, антисанитария и нечем полакомиться, кроме ягод, которые были в очень неравномерном доступе: пасмурно или дождливо - клубника, у которой и так век недолог, перестает радовать своим присутствием и зеленая торчит из грядки и дразнит. Типа я вроде есть, но не тебе, не здесь и не сейчас.
Еще бабушка иногда пекла пирог-сковородник (или часто, чтобы успокоить мое нытье), но он мне тоже быстро надоел и я продолжала всем трепать нервы своими капризами.
Малина и черешня были более надежные и не исчезали сразу же, как только исчезало солнце, но и у тех, и у других очень короткий сезон. А может быть, мне была нужна была именно клубника: всегда ведь хочется подснежников зимой. Когда ягоды заканчивались, оставались сливы, груши и яблоки, но это однозначно было не так интересно. Исключения - сливы - венгерки и яблоки - белый налив, но их, как назло, было очень мало, именно с этими деревьями вечно были какие-то проблемы типа тли / гниения непонятного происхождения и т.п.
Каково же было мое счастье, когда я переехала в Будапешт, а там сливы ТОЛЬКО венгерки, их завались и дешево. Я закрыла свою детскую непроработанную потребность.
Вкратце, в деревне одна радость была - наестся ягод от пуза, но и она была доступна не всегда. И на этот "список" радостей из одного пункта - вагон опасностей, тучи мух и комаров, бытовых неудобств и лишений, ведь не было привычных мне вещей типа телевизора (он был, но его было сложно включить), телефона, друзей, киосков с жевачкой, книжек, ну без чего еще там семилетние дети не представляют безоблачной жизни.
Надеюсь, у меня получилось передать весь ужас моего положения. История, которую я собираюсь, собираюсь и все никак не расскажу, случилась, когда мне было лет 12-13.
Я проводила в ненавистной деревне то ли лето, то ли выходные; в любом случае, это была ужасная тягость и я считала часы и минуты, когда эта пытка закончится. Было жарко, роились мухи, оводы и вся эта братия, а ближе к ульям еще и пчелы. В этом еще был великий деревенский облом: там, где росло что-то, ради чего можно было бы стерпеть бытовые деревенские неудобства, у нас располагались ульи, и белым наливом в связи с этим обстоятельством особо не полакомишься.
Папа знал мое отношение к пребыванию в деревне и подшучивал над тем, как сильно я хотела вернуться в Минск. Меня эти заигрывания вообще не прикалывали, т.к. они только бередили ноющую рану. Было, наверное, воскресенье, время после завтрака, то есть оставались считанные часы до отъезда в Минск, и они тянулись бесконечно. И папа это знал. И вот я слоняюсь, маюсь, не знаю, куда себя деть и как ускорить ход времени. Никакого наслаждения моментом, никакого the power of now.
Я начинаю уже в открытую ныть, ну когдааааааа мы поедем в Минск, а не начать ли сносить наши вещи в машину. На что папа выдвигает предложение: я полежу с ним часик на покрывале под яблоней без нытья, и мы поедем сразу же после этого. Опций у меня было немного, и хотя перспектива не двигаясь лежать под яблоней, над которой жужжат пчелы, мне вообще не улыбалась, альтернативы были куда туманнее и, скорее всего, хуже. Меня приперли к стенке, в такой ситуации это не согласие, а капитуляция, ну а что мне оставалось.
И вот лежу я (точнее, вылеживаю) свое наказание, наверное, поминутно спрашиваю "а сколько осталось / а еще / а уже".
Надо отметить, что нет другого такого звука, как глухой, окончательный звук падающих на землю яблок в жаркий летний день (ну, в белорусский жаркий летний день, то есть градусов 26-28=)) Вообразите: истома, жужжание пчел, запах сена, день на перевале между обедом и "вечереет". Мне чем-то напоминает чеховских лентяев (героев?**) из "Вишневого сада", которые целый день слонялись, читали, пили чай с печеньями, и это все на фоне непрекращающегося крестьянского потного труда в поле с косой / сохой. Такой хорошо описанный восточнославянский контраст, и я его прямо ощутила, а потом и прочитала о нем и как-то интуитивно провела параллели.
И тут папа говорит:
"Аня, я всю жизнь подгонял время, думал: ну когда уже перемена, когда уже конец занятий и можно будет пойти домой, когда уже каникулы, лето, универ, конец универа... Я всегда подгонял следующее, лучшее время. И вот сейчас мне 50 лет, и все, чего я хочу, - это лежать на покрывале со своей дочерью и слушать, как падают яблоки на землю".
Обычно, когда я рассказываю это, в этом месте я делаю эффектную паузу. Точнее, она сама образуется и повисает в воздухе. Если получится, попробуйте сделать паузу, прежде чем читать дальше.
*Не думаю, что это выражение сюда хорошо подходит, но оно мне офигенно нравится. Уж не помню, где я его подцепила, может даже от бабули, хотя, наверное, нет. Она автор (ну как.. для меня;) такого классного польского выражения как "Что за много, то не здрово" и "Пустая бочка громче гремит", применительно ко мне, разумеется. Что характерно, Таньке она про пустую бочку не говорила, как мы выяснили в Лондоне 2 года назад, а говорила что-то про короткие юбки, из-под которых видны то ли кишки, то ли другие нежные части тела=) Ну что тут скажешь, бабуля знала про нас все с рождения.
**Интересно, что в русском "герой пьесы" и "герой" в плане "молодец" - это одно и то же слово. Ведь вообще-то не все герои - герои, точнее, если это бывает, то это совпадение, и его нужно считать случайным. В английском есть character / protagonist / antagonist, ну и hero в значении "герой".
Комментарии
Отправить комментарий