Of birds and men // О птицах и людях

На этих выходных мне довелось пережить новый опыт*, которым я не могу не поделиться.

Один милый человек женского пола, о котором вскорости я расскажу подробнее, но уже сейчас открою, что она Знает Всё**, а также, по-моему, умеет все, в том числе и ряд удивительных вещей. Это кажется менее удивительным, если обратиться к ее биографии, что мы непременно сделаем в ближайшие недели.

*если перечитать предыдущее предложение, станет понятно, что у него есть амбициозное начало, но конца нет*

Начну заново. Короче, вот эта самая товарка, зная о том, что я неровно дышу к лесам, полям, насекомым, деревьям, лягушкам, жучкам, рыбам и разнотравью, и к природоохранной деятельности, рассказала (вернее, я уже из фейсбука заподозрила), что ее знакомый "занимается птицами". А именно: сейчас он получает степень бакалавра по специальности природоохранный инженер в г. Кештхей (на берегу Балатона! Очень правильное место для получения такой правильной профессии).

Короче, Света предложила съездить в пятницу с ночевкой в это птичье место, и по правде сказать, я до конца не понимала, как это выглядит, чем люди там занимаются и что нас там ждет. Велели взять теплую неубиваемую одежду, надежные ботинки, спальный мешок и пенку (пенка - это коврик для йоги). У меня все было, кроме спальника, его пришлось одолжить.

Тут хочу сделать по традиции лирическое отступление (стараясь при этом не уйти слишком далеко от темы=), что мне вот очень нравится, а в последнее время все больше, походный шик в одежде и по жизни. Не в смысле, что мне нравится, когда в повседневной жизни одеваются в тимберленды, но когда у человека имеется обмундирование, чтобы по первому требованию отправиться в поля и огороды. Есть ведь специальная крутая обувь, штаны (неопытные походники одевают джинсы, но это, как известно походникам опытным, очень неудобно), куртки со всякими примочками (такую можно превратить в овощную палатку, лодку, скворечник, полевой госпиталь и что угодно). Такие штуки продаются в специальных магазинах, там существует своя мода, и все, кстати, стоит довольно дорого, как и одежда для лыжников или сёрферов (можно подумать, что у сёрферов одежды нет, но это заблуждение. Часто им надо заниматься своим делом в гидрокостюме. Но вообще нужно признать, что в этом смысле сёрферы поудобнее устроились, чем лыжники).

И мне нравится, что теперешняя походная одежда и приспособления сделаны так классно, добротно, каждая деталька на своем месте, продумана и имеет функцию. В одной простой с виду курточке воплощены несколько занимательных инженерных идей, а выполнена она из выхотехнологичной ткани, которая выпускает пот, но не впускает воду, насекомых и комаров. Круто.

Кроме того, когда видишь людей, одетых так, становится понятно, что человек этим занимается часто, потому что уже пришел к осознанию необходимости в качественной униформе, несмотря на ее цену. А это значит, скорее всего, что человек не ленивый, любит природу, может пожертвовать комфортом ради чувства удовлетворенности от пройденных 10-15 километров и наслаждением видами. Например, такими:


Наверняка он веселый и у него есть другие интересные увлечения. Я верю, что он интересный собеседник. Короче, к таким людям у меня почти всегда сразу симпатия и доверие и иногда зависть, потому как мой безыскусный маршрут "комьютер - компьютер" пересекся с их маршрутом "гора А - замок В - водопад Цэ".

Поэтому вот я себя тормошу и стараюсь не упускать возможности поучавствовать в празднике жизни, хотя иногда крики моего ленивого внутреннего Я соседям слышно (но это бывает все реже). Потому что чего дома сидеть, в конце концов! На улице можно увидеть много интересного (а вы и не знали, небось?:)

Я сейчас думала о том, как же изложить свой второй тезис, и все на языке крутится "выйти из своей зоны комфорта". И так начинала, и сяк, и все-таки: до чего противное выражение! У Норы Галь в книге "Слово живое и мертвое" хорошо написано про речевые штампы, а когда мы готовились к тестированию по русскому, употребление выражений типа "красной нитью проходит история жизни Ивана..." вообще предлагалось считать ошибкой. 

И второе соображение: даже если поездка или поход или опыт в любом виде (гости, выставка, семинар) не доставят вам ничем не омраченного наслаждения, это все равно большая порция необычного опыта в копилку. Применимо к прошедшим выходным: на свете есть миллион вещей и людей, которые являются предметом изучения канала "Дискавери" и о которых мы, на самом деле, не знаем почти ничего. Иногда даже не знаем, что они есть. И так круто бывает глянуть на это!

Тебе открывается совершенно новый мир, со своей системой ценностей и координат. Выясняется, что многие вкладывают совершенно иной смысл в слова "круто" и "отстой". Например, в системе ценностей людей, которых я встретила в пятницу, круто - это получить сертификат кольцовщика (человека, который может кольцевать птиц). Не знаю, правда, что для них значит отстой=)

Еще нам пришла в голову такая светлая мысль: я стояла там, в этом птичьем домике (чтобы вы не представляли себе голубятник - вонючку, сразу скажу: это красивый большой чистый светлый теплый дом, где живут несколько птичников и смотрят за домом, в который приезжают студенты и праздношатающиеся вроде нас. Мы там становимся волонтерами и помогаем, чем можем (слоняемся по тропам за более опытными птичниками), но подробнее об этом ниже) и изучала развешанные по стенам выдержки из работ и исследований, проведенных с использованием данных, собранных сотрудниками этого и другого заповедника, и думала: блин, вот это по-настоящему круто. Мне сейчас даже трудно придумать занятие, больше наполненное смыслом, какое-то стройное, правильное. Оно не нарушает ни одного из моих соображений насчет того, как надо жить (не то что бы у меня была на этот счет цельная философия, но какая-то система взглядов имеется).

И вот мне, знаете ли, 26 лет, у меня, не побоюсь этого слова, диплом магистра тех и иных наук, но я только сейчас, на закате юности, узнаю о том, что можно заниматься вот таким небывалым делом. Не то чтобы я перекладываю ответственность на кого-то за выбранный мною путь, но я убеждена, что можно было бы прикладывать больше усилий к тому, чтобы 16-17-19-летним создавали условия для непосредственного ознакомления с как можно большим количеством профессий и ремёсел, ведь шутка о враче, учителе и инженере не шутка совсем. И не было бы проблем с праздношатающимися вроде меня, с переизбытком "просто хороших людей", экономистов, юристов и менеджеров.

А еще  идея - брать год волонтерства после школы, чтобы "понять, кто я есть". Это, конечно, барство и большая роскошь, доступная не всем, а только шведам. А жаль. Сколько людей могли бы стать куда лучшими специалистами и счастливыми идти каждый день на работу, если бы в свое время им показали, как выдувать стекло или там препарировать рыбок (из головы взяла не самые яркие примеры). От этого, в конечном итоге, выиграли бы все.    

В общем, я набросала вам сакральный смысл моей поездки (я не настаиваю, что у каждой моей поездки есть сакральный или хоть какой-то смысл, но у этой точно был, посему у меня чувство полной моральной и физической удовлетворенности, несмотря на то, что я там ела прошутто, перекрученное большим количеством пластика). Ну в общем-то, это в ней (поездке) и было самое главное=) А так - обычное дело: вечером после работы я в виде почти тех классных людей, которые по выходным лазят (лазают?) по полям и долам (за спиной рюкзак, в руках спальный мешок и пенка (коврик для йоги, напоминаю), и еще в третьей руке пакет, который никуда не влез) доехала до места встречи, рассчитывая на веселый ужин в Макдаке (без него не бывает road trips), но т.к. вообще-то у нас был не road trip в строгом смысле этого слова, а познавательная поездка (у Иштвана-Питю была вообще больше работа), то с Макдаком не вышло в тот вечер. Зато мы заехали в другую венгерскую радость: магазин Шпар. Я его и люблю, и не люблю (как и многое в Венгрии, хе-хе).

Доехали, наконец, до домика, и стало понятно, что на улице уже офигенно холодно, заморозки и вообще, может быть, ноль (потом выяснилось, что нет). Я также поняла, что зря я решила, что я морозоустойчивая и не взяла теплую куртку. Но ничего, у меня было три майки, которые пришлось надеть, ибо в доме, с одной стороны, было гораздо теплее, чем у меня сейчас (хе-хе, суровые венгерские реалии: отопление столько стоит, что будешь мерзнуть, пока снег не начнет доходить до подмышек), но с другой стороны, оказалось, что вечером еще предстоит обход сетей и надо утеплиться. Мне уже было холодно и сонно, никуда не хотелось, но как это часто бывает со мной здесь, я под венгерский шумок собралась и вымелась на обход с остальными (остальные: Иштван-Питю, Света и студентки-биологи. И еще иногда овчарка, которая продаст почку за то, чтобы ей кто-нибудь бросил палочку, а на птиц ей начихать).
Ждёт палку...

Устроено все следующим образом: это заповедник (назвыается Ócsai Madárvárta) , а на самом деле просто лес-болото (там очень круто!!! Природа небывало красивая, а особенно неглубокой осенью, как сейчас, когда по ночам заморозки и ранними утрами морозец такой, пахнет сырой травой, туман стелется и всякая такая агроромантика, но днём солнышко еще может припечь, и тогда по линии тени проходит иней; кто любил, тот поймет)



Там, понятно, живут птицы и не только ( дикие кабаны, ужи, ящерицы и много кто еще). По территории проложены тропы (т.е. сверху болота, например, выложены доски. Когда мы шли по ним, Питю сообщил, что под нами - 2-3 метра болота. Меньше знаешь, крепче спишь - это выражение очень точно описывает мое отношение к распространению такого рода информации), вдоль которых вертикально натянуты сети чуть выше человеческого роста (это есил человек - я. Если человек - Питю, то как раз ростом с него + вытянутые руки, чтобы можно было птицу оттуда снять)

Сети необычны тем, что даже какой-нибудь криворучка вроде меня может там легко запутаться, чего уж говорить о птичках. Вроде с виду простая сетка, но на самом деле очень цепкая.

Сразу скажу, что когда я сперва думала о том, как бедные птицы попадают в сети (даже само это выражение, опето фольклором) и не могут выпутаться, а потом их распутывают (те при этом трепещут, сердце колотится), кладут в мешок и потом опять всячески тискают, чтобы как следует изучить, мне было их очень жалко. Я даже думала, что у них может сердце остановиться от страха. Но вот пожалуйста, еще один важный положительный эффект таких поездок: ты, темный, узнаешь, наконец, как все на самом деле в этом мире устроено.

На самом деле птицы в сетях долго не сидят, для этого там и находятся специально обученные люди: каждые 30-40 минут (зависит от погоды) они ходят вдоль сетей и достают птиц. В мешке темно, поэтому птица думает, что ночь на дворе, пора спать (птицы милые, но никто не говорит, что очень умные. Более того, сова, как выяснилось, самая неумная птица, в отличие от вороны), и перестает биться. То есть ей там не плохо и не страшно, а просто темно. Потом ее мешок недолго болтается на пронумерованном крючке (чтобы статистику не путать, кого и где поймали),

а затем ее выпускают. Иногда птиц оставляют ночевать в доме; я не знаю, от чего это зависит.

Если очень жарко или холодно, сети убирают, т.к. птица может вскипеть или примерзнуть: теплообмен у них работает только при постоянном движении.

Кроме того, по ходу узнаешь много полезной информации, которая не просто расширяет кругозор, а учит, как по незнанию не поубивать каких-нибудь синичек неумелым прикормом. Важно, например: если уж решил установить кормушку, то держи ее до конца сезона (то есть с начала осени до конца зимы), потому что синицы запросто могут погибнуть, разучившись добывать корм.
Вот синица, скромно так опустила голову. А на самом деле они очень кусачие!!!

Если надоело кормить, то убрать кормушку можно только весной, а так - назвался груздем, полезай в кузов (мне особенно нравится использовать это выражение в рассказе о птичках=)

В общем, вечером мы в темноте пособирали попавшихся птиц (это громко сказано, что я собирала: выпутывал их в основном Питю и Света, а я и остальные новички только смотрели. Мне еще доверили нести мешки с собранными птицами). У Питю была классная панама с ярким фонарём, а у Светы фонарик поменьше. Потом мы поужинали и еще долго болтали, хотя вставать нужно было рано.

Где-то в 6.45 мы вышли на первый обход, на улице было Д И В Н О. Свежий морозный воздух, тебе холодно, но не очень. Красота.
Собака=) Ищет палку, которую только что сгрызла

В первые обходы попадалось особенно много птиц,

в промежутках между ними - славные такие походные завтраки и кофе (кофеееее.... из мокки! ... having around 10 espressos... otherwise it's not a real meal and, therefore, not a real life - где-то прочитала) Есть такое что-то особое и правильное в том, чтобы все у тебя было по-походному, но чтобы кофе был настоящим)

Отдельно как-нибудь напишу, из чего состоит венгерский завтрак=)

В течение дня в домик подтягивались другие гости, кто-то с ночевкой, а кто-то просто погулять. Там есть небольшая плата, чтобы остаться на ночь (чуть больше 3 евро; как я уже говорила, это вообще бесплатно, учитывая, что дом большой, чистый и теплый, есть два душа и кухня), а днём, как я поняла, можно приехать просто так и потусоваться с ними. Это даже будет считаться волонтерством! Еще можно купить значки с разными птицами и животными (одно время такие продавались в Лаше), что-то вроде пожертвования, а вообще они на содержании у государства.

Некоторые приезжают с разного калибра детьми; дети, как правило, не ходят в обходы, а просто смотрят на то, как птичек замеряют,

еще им доверяют выпустить птиц на свободу. Иногда делатю что-то более зрелищное:

А потом массово выпускают. Свете все равно, она играет в собаку:

В общем и целом, было очень здорово и познавательно, я надеюсь, что еще получится съездить.

Вот сайт этой станции, можно полюбить в фейсбуке; еще венгерская птичья тусовка (Hungarian Bird Society) проводит туры по птичьим местам, показывает и рассказывает, что да как.

А еще птичьи станции в разных странах сотрудничают и дружат друг с другом, потому что иначе, в одиночку, нельзя проводить широкомасштабные многолетние исследования миграции, влияния изменения климата на ареалы обитания и так далее, поэтому нужно, чтобы были выработаны стандарты и единая методология кольцевания и замеров. Учитывая, что многие европейские птицы мигрируют в Африку, очень важно, чтобы у Африки были нормальные станции для наблюдения за птицами... Меня вот очень интересует этот вопрос: кто их там спонсирует? Ведутся ли там качественные, непрерывные наблюдения? Если там людей режут без разбора, я немного волнуюсь за то, что к птицам там относятся с трепетом.

Еще птичники ездят друг к другу в гости: Питю накануне вернулся из Дании и Швеции (где-то он увидел птицу своей мечты=), а друг его сейчас в Португалии. Это занятие называется birding.

Раньше я думала, что больше всего на свете (кроме спанья и еды) я люблю запускать воздушных змеев (я это делала лет 10 назад). Сейчас вот я думаю, что самое классное - это, пожалуй, собирать птичек.

*который, я надеюсь, я пойму через несколько дней (привет Демида!=)
** В детстве, в первом классе у меня была подруга, Жанна Г. Нашу дружбу воспитательница не одобряла, т.к. вместе мы были неукротимой боевой единицей, которая, к тому же, никогда не затыкалась. Об этом тоже можно много интересного рассказать, но я уже мало что помню. Однако есть одна фраза, благодаря которой я никогда не забуду Жанну Г. Однажды мы спорили насчет того, что никто не знает всего (мне это сказал папа, а защищать сказанное папой я могла с пеной у рта и факелом в руке). Жанна сообщила, такие люди есть: инженеры.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale