Налоговая нагрузка

С кое чем мне, что ни говори, очень повезло.

У меня очень-очень умный начальник. Насколько? Настолько, что сразу и не поймешь, что перед тобой - человек-глыба. Про таких мне думается: "Анна говорила не только естественно, умно, но умно и небрежно, не приписывая никакой цены своим мыслям, а придавая большую цену мыслям собеседника" (Л. Толстой, "Анна Каренина")

В общем, прямо не американец какой-то=) Хотя такие качества, видимо, вне времени, моды и национальной принадлежности. 

В общем, его личность (а также личность его брата: у них семейный бизнес) - предмет отдельного разговора, потому что написать цельный рассказ у меня вряд ли получилось бы (будет сбивчатое лепетание и охи-ахи; к тому же я стала замечать, что у меня английский во внерабочей обстановке нифига не улучшается, а наоборот, ухудшается). Поэтому быстренько перейду к тому, ради чего, собственно, я взялась за перо в этот прекрасный летний вечер (жалко внезапно стемнело, а то бы я фотку прикрепила в подтверждение сказанного; но главная прекрасность в том, что наконец-то стало не так душно, и можно с удовольствием сидеть на балконе в окружении кактусов.. и на улицу смотреть (2.20)=)

В общем, мне интересно мнение моего начальника по любому вопросу, особенно по тем всяким острым вопросам (по украинскому вопросу у него никакого мнения нет и он спрашивал мое). Например, по поводу строительства трамвая у нас в городе. Я за, ясный красный, даже с наклейкой на бампере ездила, пока ее не смыло. А он против, только я не знаю почему. Очень интересно. Мне кажется, если меня кто-то и способен переубедить меня в том, что трамвай строить не нужно (практически где угодно), то это будет он.

Разговор был о налогах. Чтобы вы понимали, Америка зиждется на нескольких китах: машишны, чаевые. страховки и, конечно, налоги. Мне все эти годы было непонятно, почему здесь налоги всегда отдельно? Ну то есть в Европе тебе всегда будут называть чистую, посленалоговую цену, зарплату, ставку. В Америке - нет, все цены называют до прибавления, а зарплаты - до вычитания налогов. 

Почему так?

Первая причина, думается мне, в том, что во всех штатах разные налоги (ну кроме федерального), поэтому если кто-то планирует вести бизнес больше, чем в одном штате, то целесообразно назначать единую цену на свою продукцию (или одинаковую зарплату работникам), а с налогами разбираться на месте. Например, все мои сотрудники получают от меня 2000, а что с вас берет штат, это уже ваши проблемы. Или: я продаю бургеры по рублю за штуку, для простоты учета, а налог на продажи добавляется в зависимости от штата. Владельцу проще. 

Эта причина, конечно, веская, но не исчерпывающая. В конце концов, продавать один и тот же продукт по одной и той же цене в разных места (и платить одинаковую зарплату в Сан-Франциско и Манчестере, штат Кентуки) бывает трудно, если не невозможно, а иногда и нерационально (почему же не продавать дороже там, где за это готовы платить больше). Во-вторых, когда заведуешь даже не большим, а хотя бы не крошечным бизнесом больше, чем в одном штате, у тебя появляется столько разного геморроя, что одним больше - одним меньше - разницы уже никакой. 

Наверняка дальше еще можно перечислить множество причин, по которым налоги всегда отдельной строкой, среди которых будут и "так сложилось". Но мой умный начальник открыл мне на все это глаза, и мне уже кажется, что это - самое простое и изящное объяснение. Прямо super theory of super everything

Для полного раскрытия этой великой тайны нужно рассказать предысторию (все эти 8 абзацев выше - это еще недостаточная предыстория=) Возможно, кто-то из джейванщиков когда-нибудь пользовался услугами turbotax для оформления возврата налогов. Турботакс революционизировало весь этот процесс, ведь раньше нужно было заполнять миллион малопонятных бумажек, самому делать все подсчеты на калькуляторе, и затем по почте отправлять бумажки в Internal Revenue Service. Смута. Вообще зачем это делается? Чтобы IRS сверило ваши заработки с тем, что о вас говорит работодатель. То есть работодатель отчитывается о ваших доходах (что он платит вам) и вы отчитываетесь о своих (что он платит вам, по вашим словам). И IRS перепроверяет, таким образом, никто ли ничего не присочинил (в данном случае: не укрыл) и было ли уплочено причитающееся дяде Сэму.

Рассказать о себе всю правду нужно до 15 апреля (кажется) каждого года, и Турботакс очень упростил этот процесс: это можно сделать бесплатно с сайта с очень простым интерфейсом. Все трудночитаемые вопросы переведены на человеческий язык, и в простых ситуациях (если у человека доход только с одной работы, никаких сложных инвестиций, кредитов и строительств) все дело занимает 30-40 минут, и можно справиться без посторонней помощи и высшего образования. Все были очень рады, когда появилась такая возможность, ведь раньше это ассоциировалось с многочасовым корпением над кучей макулатуры.

Казалось бы, прекрасные новости и гора с плеч. Все американцы вхдохнули с облегчением (ну кроме тех, кто зарабатывал на том, что это было очень сложно.. тоже тема для отдельного поста).  Но одна политическая группа подняла шум, что мол давайте запретим Турботакс. "Как, почему?" - спросите вы, - "чем они обосновали такое предложение? Ведь от турботакса одна сплошная польза".

Их объяснение сперва кажется странным, но если думать об этом постоянно, то меня иногда даже пробирает от того, насколько оно изящное (не означает, что я хочу, чтобы его-таки приняли). Дело в том, что вследствие уникальной истории формарования американской государственности, в основу которой легли все лучшие и самые прогрессивные идеи, опробованные и опрокинутые во французскую Революцию и остальные европейские бурления, одна из основополагающих установок, формирующих призму, через которую американец смотрит на мир, - это максима о том, что все государственные мужи - это слуги народные, нанятые народом за зарплату. А зарплата - это налоги и есть. И вопросом первостепенной важности является то, чтобы об этом никто не забывал. По этой же причине американцам можно носить оружие: чтобы власть предержащие не забывали, что не стоит лезть на рожон.

Именно поэтому в любом споре о каком-либо нововведении, в любой дискуссии о любом крупном проекте, стройке, государственной программе налоги являются одним из самых важных пунктов для обсуждения в том смысле, что "мы вообще-то платим за это из своего кармана". Никто никогда не воспринимает различные субсидии, пособия, купоны на продовольствие как что-то, что государство щедро отстегивает с барского плеча. Каждый, кто получает зарплату и видит, как она тает от каждого нового налогового вычета, прекрасно понимает, кто оплачивает все эти субсидии, пособия, и что-либо, что для кого-то является "бесплатным".

Ну например тебе говорят: "Зарплата у тебя будет 100 000 в год". Реально ты будешь получать 65 - 70 тысяч, и каждый раз, когда Обама рассуждает о том, что Америка должна больше тратить на школы, дороги или возобновляемые источники энергии, ты будешь заставлять Обаму распоряжаться этими деньгами, как своими. Ты поддержишь его решение или будешь с ним спорить исходя из того, что деньги на оплату этих удовольствий - твои собственные. Потому что ты прекрасно знаешь, что они твои и есть. Ты это видишь и чувствуешь, каждую цифру. Каждый раз, когда покупаешь булку за доллар, а на чеке видишь доллар и десять центов. Получаешь чек на тысячу - обналичиваешь 750.

Как ты заставишь Обаму распоряжаться деньгами как своими? Голосованием.

То есть в ситуации, когда ты на каждом шагу чувствуешь на себе налоговое бремя, очень сильно увеличивается вероятность, что ты будешь требовательнее относится к тем, кого ты нанял за свои деньги принимать решения о том, как твоими же деньгами распоряжаться. Что значит "относиться требовательнее"? Ходить на выборы.

То есть когда американцы постоянно говорят вещи типа "я не хочу, чтобы в Сирии велись войны на деньги налогоплательщиков" - это не пустой звук в том смысле, что в отличие от Беларуси, я здесь четко знаю, сколько я плачу чуть ли не каждый день за бесплатные школы, парки, дороги, милицию, машину сенатора и все остальное.

В Беларуси же и везде, где мне доводилось бывать, налоговая нагрузка (которая чаще всего гораздо выше, чем в Америке) как-то не замечается и не ощущается (конечно, если у тебя не свой бизнес) в том смысле, что устраиваясь на работу, тебе предлагают зарплату после налогов; в магазине мы видим все ценники с учетом налогов. То есть мы знаем, что они есть, но их не видно.

Поэтому эта самая общественная группа хотела, чтобы людям по-прежнему было муторно заполнять налоги для того, чтобы они требовали best value for their buck. Чтобы не забывали голосовать. Чтобы были политически активными. Чтобы слуги народные по струнке стояли перед теми, кто им платит.

В общем, меня эта мысль очень поразила. Гениальная и потому простая.

Всем спасибо=)



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale