Пунта Кана (октябрь 2014)

Добрый вечер, дорогой читатель! Устраивайся поудобнее, расскажу историю, в которую сама с трудом верю, а именно: 2 недели назад перед глазами стоял такой пейзаж:
(начало этого повествования было положено в далеком октябре 2014)





Когда сохранять вертикальное положение было невмоготу (ниже станет понятно, почему), я принимала положение горизонтальное:


Короче, пресловутый Отпуск с заглавной буквы, такой, о котором думаешь, когда упахаешься и чувствуешь себя совсем уж городским заморышем и офисным планктоном: море, пальмы и песок, для картинка многих еще дополняется коктейлями прямо в свежеснятом с пальмы кокосе, за которыми даже вставать не нужно (у нас было что-то платиновое, когда тебе приносят все это доминиканцы или гаитянцы в белом). Ну а меня очень заинтересовал сам кокос, уже давно я мечтала попробовать кокосовое молоко прямо из кокоса (и как я жила до этого без кокоса? Да что там, как я продолжаю жить без ежедневных трех кокосов, познав такое наслаждение? Уверена, что именно свежие кокосы являются причиной того, что некоторые, проведя отпуск в Доминикане, начинают планировать немедленный переезд, среднесрочный перевоз своего бизнеса или пенсию на Испаньоле)! И еще еды сколько хочешь (тоже кому интересно...  Про еду ниже). Меня вообще живо интересовали все эти страны с баунти-пляжами, потому что я в таком месте никогда не была и думала, что это настоящая мечта и высшая степень наслаждения. У меня пляжного отдыха не было уже лет 10, да и то, 10 лет назад я поехала в августе на Балтийское море... Балтийское море в августе - это как Нарочь в сентябре: вода вроде есть, а вроде и нет, плюс то лето выдалось на редкость холодным. Наверное, один раз я искупалась по колено. Зато белорусский заморыш надышался йодом!

Кстати, меня давно занимал вопрос, почему не все страны с выходом к морю-океану имеют красивые баунти-пляжи и не принимают самолеты бледнолицых круглогодично. Оказывается, что здесь, как и везде, требуются презренные купюры (в огромных количествах) и рука мастера. Выход (к морю) выходом, но даже белый песочек, насколько я поняла, не является, чаще всего, счастливой случайностью для стран и территорий, которые славятся своими пляжами. Чаще всего его гребут со дна морского эскалатором за несколько километров от берега и высыпают потом на берег, тем самым формируя пляж, на которых потом делают любовные фотосессии. Конечно, есть и исключения, типа Варадеро, и вообще я эту тему не очень тщательно изучила, но по крайней мере, я получила ответ на вопрос "Почему не все острова (Карибского моря или другие) принимают самолеты бледных городских заморышей круглый год". Потому, что сперва нужны серьезные инвестиции, чтобы довести данное природой до ума. 

Остров Эспаньола - хороший пример того, что все райские места требуется довести до ума: Гаити находится на том же острове и не сильно отличается природными условиями от Доминиканской Республики, но страшная нищета на Гаити не позволяют привести побережье в порядок, а напряженная обстановка отпугивает инвесторов. Не хочется перепечатывать то, о чем может рассказать Википедия, но если интересно, почитайте. Удивительный хрестоматийный пример того, как при практически идентичных исходных данных на выходе можно получить разительно несхожие экономические, социальные, экологические результаты.
Меня сильно поразило вот это фото:

Внимание: никакой натуральной границы между странами по острову не проходит. В 1925 году 60% территории Гаити было покрыто лесами. С тех пор гаитянцы вырубили 98% (!!!) леса для исопльзования в бытовых целях, поэтому там пышным цветом цветет целый букет болезней: засаливание, эрозия, оползни и прочая, и прочая. Понятно, что гаитянцам не до пляжей, но берега Гаити могли бы выглядеть так же, как и Пунта Кана (= заполненными пунцовыми хмельными немецкими туристами). Однако если не считать Лабади, - закрытый, охраняемый поселок, арендованный частной компанией до 2050 года (и где туристам иногда даже не говорят, что они на Гаити, а всю еду и напитки доставляют лайнерами) - и совсем недавние попытки создать что-то наподобие туристической индустрии пока что разбивается о предупреждение Department of State (Соединенных Штатов, разумеется): воздержитесь от поездок на Гаити, там небезопасно. Мне эта дихотомия представляется чрезвычайно любопытной, и вот почему. 

(прошло полгода)

Есть такая сфера знания, как институциональная экономика, и еще есть экономика развития (developmental economics). Я в свое время подавала заявки на несколько магистерских программ именно по этому направлению, и в отличие от многих других магистратур (в том числе и то, где я в итоге оказалась), я была бы самым счастливым песиком, если бы меня взяли именно на этот major. Экономика развития задает простые вопросы: почему одни страны бедны, а другие - богаты? Целая куча интереснейших работ дает ответы, причем к каждому подводится доказательство и база, которые при первом рассмотрении кажутся непререкаемыми. Но берешь какую-нибудь паперку под названием "Revisiting X and Y", и от аргументов оппонента камня на камне не остается. Ну вот нередко говорят о том, что опережение и отставание определяется широтой и долготой, природными условиями, наделенностью полезными ископаемыми. Есть такая школа мысли. Очень много говорится об институтах, насаженных разными группами колонизаторов, и вот в этом смысле Эспаньола - отличный пример, как на одном и том же небольшом острове мы имеем очень разные итоги. Конечно, говорить, что Доминикана - процветающая демократия, - это большое преувеличение, но в сравнении с Гаити - это небо и земля. 

Ну, вы поняли. 

Ладно, я вернусь к поездке, хотя даже по тому, что я пишу это спустя практически полгода после возвращения, можно сделать вывод, что она меня не впечатлила, и сегодня, вспоминая эту неделю, я только пожимаю плечами. Я поняла, что это совсем не мой формат отдыха (не то что бы это стало сюрпризом, но попробовать было интересно, какому дураку не хочется внутрь открытки?) Вот правда, просто для очистки совести пишу это, потому что уже начала, плюс, учитывая, что поездок в моей жизни теперь поубавилось, прямо-таки хочется восстановить баланс и писать не только о никчемной американской еде, страховках и как меня расстраивает отсутствие общественного транспорта, но и о том, что я умудрилась - таки посетить в 2014 две новые страны, что совсем не так просто, как в Европе.

Писать строго говоря не о чем. Это такой отдых, что по сути, ты продолжаешь лежать на диване перед телевизором, только на самом деле в лежаке перед морем, что, чего уж, море и йод. 

Я провела небольшой соцопрос и выяснила, что среди многочисленных карибских курортов некоторые страны и острова специализируются исключительно на "все включено", в то время как другие категорически не приемлют "все включено" (тогда это больше бунгало, как я понимаю, когда у тебя свой собственный домик на берегу моря, ну или еще как-нибудь). Как многие из вас догадываются, первый - более колхозный пролетарский вариант, тогда как второй - более изысканный, и доступен в менее бедных странах и территориях типа Пуэрто Рико, Ямайки, Арубы, Туркс и Каикос (меня очень веселит название.. Первый раз столкнулась с ним, когда работала в Гиннесе). Мексика, Доминикана, - соответственно, королевства "всего включено", и наверное поэтому так обласканы русскоговорящими. 

Национальный состав отдыхающих: русские и немцы - 70% (не знаю даже, кого больше). Немцы прилетают минимум недели на 3, много пьют, много же едят, быстро приобретают красивый оттенок вареных раков и дуют пиво в бассейне с утра до ночи, после обеда играют в карты в баре, а потом идут снова много есть. Русскоговорящие, конечно, не отстают, но немцы прямо-таки выделялись. Может, это потому, что в "платиновой" зоне, где мне посчастливилось тусоваться, было больше немцев? Непонятно.


 Кстати, вот загружая фотки я в очередной раз подумала о том, насколько там все фотогенично, при этом реальность сильно уступает фотоизображение (по крайней мере, для меня). 

Вот что вам видится в этом фото сверху? Баунти, наверное, как и мне, когда я позыривала на фото курорта время от времени в рабочее время? На практике таким этот бар можно застать только в очень ранние часы (и тогда, кстати, зазор между фото и реальностью минимальный, поэтому я старалась не залеживаться по утрам, а выбегать в 5-6 утра встречать рассвет, любоваться видами (ниже), дышать полной грудью, пока солнце не начинает обжигать легкие, и читать про венчурный капитал, хаха=), в остальное время там (1) очень много людей, звенящих столовыми приборами (что ОК, но это придает происходящему будничный, столовый такой оттенок, как в детском лагере за завтраком, когда все звенят ложками алюминиевыми и получают свою порцию слипшейся пшенки с сосиской и сладким черным лагерным чаем. Мне эти воспоминания дороги и вообще веселят, напоминают Алушту, не подумайте, это были лучшие месяцы моего отрочества, но просто это не вяжется с тропиканским пейзажем), (2) уже в 8 утра или раньше температура поднимается до отметок, несовместимых с моим хорошим расположением духа, (3) эти кресла на самом деле не такие уж удобные, на них куча песка, а также они обычно мокрые от чужих поп.. Негигиенично. 

Ну это я все зужу, зужу. Из хорошего: приятно было слушать немецкую речь (хотя по-моему, немцы во время завтрака времени не теряют, а просто работают челюстями... и болтают очень тихо, поэтому чтобы насладиться языком Гете, мне иногда приходилось подкрадываться на неприлично близкие расстояния). Я всячески пыталась со всеми вступать в контакт, практики ради. Пару раз это увенчалось успехом (хочется верить); конечно , в реальности это был позор и провал, но американцев впечатлило, хехе. Однажды мне один немец даже матрас надувной подарил (это как раз был день его отъезда). 

В общем, это прекрасное место для тех, кто любит лежать камнем, много есть (жареное-пареное), много пить (так как мы были с платиновыми браслетами, нам можно было даже алкоголь "с верхней полки", типа Джони Вокер), наслаждаться сумасшедшими пейзажами и постоянно задаваться мыслями о том, как это меня угораздило здесь оказаться. 

Особенно это удивительно белорусским заморышам вроде меня Такие виды всегда были за гранью разумного и "миссия невыполнима". А сейчас вот же времена настали: летаю в отпуск в Доминикану.. И вообще, слово это - "отпуск". Так прямо по-мещански в этот раз получилось. Как и в Венгрии научилась жить с мыслью о том, что можно летать в Париж и Барселону на выходные. Просто где-то в корке подсознания отпечатывается, что "это было бы интересно посмотреть", и в реальности начинаешь потихоньку, как муравей, таскать палочки до кучи, и не успеваешь оглянуться, - ты уже лежишь на этом беленьком песочке, с платиновым браслетом на руке ("платиновый" означает, что у тебя типа самый красивый номер, на пляже для тебя отдельный загончик с самыми красивыми лежаками, за дополнительным бухло вставать не надо, а тебе его приносит человек в белом наряде. Радости полные штаны, как вы поняли. Надо брать). 

Вообще конечно было бы нечестно упустить из виду некоторые обстоятельства, проливающие свет на то, что кроме лежания, едьбы и питья, отдыхающим доступны следующие занятия:

  1. Прогулки по огромной (необъятной) территории отеля. Вдоль пляжа тоже можно гулять сколько влезет, хоть весь остров вкруг обойти можно, если есть желание. Это было моим любимым делом: встать рано, посмотреть на рассвет, пока не жарко, пройтись по пляжу. Были у меня конечно планы бегать по песку, но бегать я не люблю, поэтому просто ходила. 




  1. Плавание в бассейне и океане. До сих пор не понимаю, кто хочет плавать в бассейне, если есть океан. Оказывается, много людей, и даже я этим грешила за компанию. Я старалась плавать как можно больше, хотя сейчас понимаю, что мое распределение времени между сном, чтением, плаванием и всем остальным должно было быть больше в пользу плавания, чем сна и чтения. Но в целом я собой довольна, наплавалась если и не вдоволь, то предостаточно. Очень классно плавать после 5-6 вечера: вода как парное молоко (хотя и с огромным количеством водорослей), но солнце уже не обжигает, как днем, когда лицо плавает на поверхности, и лучи пропекают до черепа даже через 5 слоев санблока. 

  1. В бассейне и океане можно играть в мячик.
  2. Можно брать напрокат каяк. За целую неделю мы это сделали всего однажды, вот же позор! Проблема в том, что они начинают в 9, а заканчивают в 5 - в этом промежутке температура стоит, несовместимая с жизнью, даже в каяке жарко.
  3. Есть там такие люди под названием аниматоры. Вы, наверное, все хорошо знаете, в чем заключается их предназначение (вообще я думаю, что большинство читающих имеют представление о том, что такое "отдых все включено", и может я вам прописные истины здесь рассказываю). В общем, их предназначение - чтобы отдыхающие не скучали, бедненькие (вдумайся, дорогой читатель: чтобы отдыхающие не скучали). Для этой цели устраиваются постоянно всякие активитис: игры у бассейна, конкурсы и соревнования, прямо как тамада на свадьбе. От скуки и поразмяться ради я даже принимала в них участие! Все это было не очень хорошо организовано и проходило в довольно ленивом темпе, но с поправкой на жару и очень близкий к нулю энтузиазм и физическую подготовку (или проспиртованность) присутствующих это было как раз то, что доктор прописал. Английский у большинства персонала такой же, как и немецкий, русский, французский, испанский и итальянский: рвение есть, а базы не хватает, поэтому они забавно так покрикивают на красных размягченных красно-белых гостей "Леди, леди, вот а ю дуин ... ААА, катастрофа". В общем, если лежать надоело, можно допустим делать аэробику в бассейне или йогу на пляже. Йога на пляже (на которую я, как настоящая пионерка, попала только однажды) почему-то была особенно популярна среди немок. 
На самом деле с 8.30 утра до 6 вечера единственное, что по-настоящему хочется делать - сидеть в номере под кондиционером и не высовываться. Ну или в тени с бутылкой ледяной воды. Меня еще постоянно мучила совесть и терзали смутные сомнения насчет того, что происходит со тоннами пластика, ежедневно производимыми только одним этим курортом. Дело в том, что вся вода для туристов - из бутылок, причем небольших (около полулитра), а принцессы вроде меня пьют литрами. Внимание, вопрос: что делают с использованными бутылками? Лежа под пальмой этот вопрос так и хочется отодвинуть куда-нибудь в сторону и изучить уже дома, из каменных джунглей.

Беглый просмотр материалов на эту тему меня очень удручает. У меня были слабые надежды, что мировое ведь сообщество (если уж не правительство Республики Доминиканы) предпринимает какие-то меры против того, чтобы туризм - сфера, которая, по заверению Википедии, "является локомотивом экономического роста Доминиканы" - не стал топором, который срубит сук, на котором сидит вся страна. Но нет же, все еще хуже, чем я думала. Как и следовало ожидать, мода на все зеленое и "сустейнабл" (аж 15% канадцев парит, чтобы свои отпуска они проводили на сустейнабл курортах) породила отклик в виде приличного количества предложений на карибских курортах, и это круто, конечно, что некоторые острова предпринимают попытки к обновлению инфраструктуры и сертификации. 

Однако, к сожалению, ни Мексика, ни Доминикана (самые дешевые, многолюдные и популярные направления в регионе; пунтаканский аэропорт - один из самых оживленных на Карибах) ни в одном зеленом списке не фигурируют. Вот этот грустный отчет подтверждает очевидное: из-за размеров, удаленности и отсутствия внутренней инфраструктуры переработка на островах (а Эспаньола - самый большой, после Кубы, остров в Карибском море) становится запредельно дорогой, и потому ее фактически не существует, а все отходы остаются лежать пластом в виде "твердых отходов" - самый опасный и неэкологичный из всех известных методов утилизации. При высоких температурах он начинает разлагаться и превращается в угрозу общественной гигиене и санитарии. Плюс доставка на курорты всего, чем обжираются (самое уместное слово) туристы - тоже удовольствие не из дешевых. Конечно, доставлять товары нужно и для местных, но в отличие от них туристам ведь все подавай домашнее и привычное: тот же алкоголь в стеклянных бутылках, и я не говорю про воду. Тонны и тонны полулитровых пластиковых бутылок из-под "Дасани" ... Я просто не представляю себе, где на этом микроскопическом острове умещаются все эти использованные бутылки.

Ах да, и пьют там на 80% из пластиковых стаканчиков, а учитывая, что бухать можно в неограниченных количествах 24 часа в сутки, а счастливые часов не наблюдают, то туристы вместо того, чтобы цедить из одного стаканчика, разумеется, каждое новое пиво лупят из нового. В результате на баунти песочке россыпь пластиковых стаканчиков и бутылок. По утрам в силу способностей и возможностей это прибирает многочисленный персонал курорта (в чем в чем, а на человеко-часах в Доминикане не экономят: там даже шлагбаум поднимает специально обученный человек, а иногда и два...) Даже имеется специальная тетенька, которая по утрам срывает свежие цветы и приносит их в платиновые номера (типа нашего, хехе) и создает уют (в их понимании это джакузи с симметрично разложенными тропическими цветами). Вообще эстетика эта латинская, туземная, чем-то похожа на нашу: симметрия, дорого-богато. Но это я ушла в сторону. 

В общем, грустно, очень грустно. 

И еще один момент, который не шел у меня из головы: это очень бедная страна с очень бедным населением. Мы пару раз выезжали за пределы отеля, и это невеселое зрелище, хотя любой тебе скажет, что это еще даже не настоящая Доминикана. Решетки на окнах говорят о многом. Одежда местных тоже. Нередко местные улыбаются слишком заискивающе, постоянно что-то продают, называют тебя "амиго", вешают на шею ожерелья и суют в руки всякую дребедень, продают "очень хороший и дешевый" ликер и так далее. Обвинить их в чем-то язык не поворачивается, но и сказать, что это меня не напрягало, я не могу. У нас был какой-то странный курорт, где разные купцы могли подойти к твоему столу прямо во время ужина и начать предлагать бусы, брошки и брелоки (три Бэ).

Поэтому мне было зачастую некомфортно от того, что мы мучаемся от безделья, и единственная проблема - как бы не обожраться слишком сильно, чтобы осталось место для следующего приема пищи, в то время как вопрос о том, ломится ли стол в домах обслуживающего персонала остается открытым. 

Все, конечно, очень приветливые, улыбаются, что ни дело танцуют, отовсюду ревет бачата (и как они танцуют, как двигаются! Чтобы пустится в пляс, им достаточно двух прихлопов, и тогда сразу же начинается вот такое буйство... Кстати, танцули нужно было бы включить в список вещей, которые мне очень понравились. Смотришь на все эти улыбки и танцы под музыку, которая идеально сочетается с пейзажем, и уже начинаешь неуклюже рыпаться и пытаться подражать туземцам, и "любовные фотосъемки" в таком вот стиле (за полтос, между прочим!) уже не кажутся таким ужасным трешем... И думаешь, что не в деньгах ведь счастье, не в туфлях и не в айфоне, и не зря ведь не доминиканцы, а американцы (или кто там) возглавляют список самых несчастливых людей планеты.. Наверное, потому что американцы думают слишком много, а нужно просто байландо!! Байландо!!!=)

Два слова о девушках и парнях, потому что я все время на это парюсь. Про моду говорить сложно, но любят все короткое, обтягивающие и блестящее (felt like homecoming.. любят все блестящее, как сороки. Прямо как мы). У девушек и у парней очень плохая кожа. Это не очень заметно на темнокожих, но если присмотреться, то у подавляющего большинства лица воспаленные. Не знаю, гены ли это, жирная пища (островная кухня, как известно, - горы жирного, жареного - пережаренного мяса, риса, бобов. Как они едят это в такую жару - Lord knows why), плохая вода в недостаточных количествах, жара, от которой лицо постоянно потеет... Не знаю. Немало людей с неидеальными фигурами (причины, видимо, те же, по которым мексиканцы недавно обогнали американцев), что не мешает всем убийственно и с удовольствием двигаться.  

Из того, что мне очень понравилось:
  1. Кокосовое молоко из кокоса, а также сам кокос. Это рай, баунти и практически то, ради чего стоило огород городить. Это было практически первым делом в моем списке дел (который, посмотрим правде в глаза, состоял из 2-3 пунктов=): сделать вот такую вот фотку:
     и такую:

    Кстати, мне постоянно иносказательно намекали, что кокос и кокосовое молоко - сильные "лаксативс", это такой эвфемизм, имея в виду, что проведешь в туалете несколько приятных часов. Не знаю, по-моему, это все фигня и еще раз доказывает, что "что русскому хорошо". Вообще этому можно посвятить отдельный абзац: если вы смотрели фильм "Секс в большом городе", где Шарлот открывает рот в душе, а потом с ее кишечником происходят забавные (не для нее, конечно) метаморфозы, то вы понимаете, что американцев очень стращают островитянской водой, а также свежими овощами и настаивают, чтобы никто ничего не ел и не пил неприготовленного. Не знаю-не знаю. Я не могла в себя практически ничего, кроме салатов и зелени (И ФРУКТОВ!), запихать, и ничего мне не было, к большому удивлению моих американских сопровождающих. Они прямо меня так доверительно спрашивали, немного стесняясь интимности и нетактичности вопроса: "Ммм... Аня.. в прошлом году в Мексике папа съел пару салатных листьев... Большую половину отпуска он провел в номере ... У тебя все в порядке?
    Говорят ведь, что лучшая еда для человека та, что выросла там, где и человек. Вот забавно, что от американской еды, даже полезной, у меня иногда побаливает животик. У европейцев на доминиканскую свежачину никаких нареканий нет, а вот американцы верят во все эти страшилки, и наверное неспроста. 

    2. В Доминикане офигенный кофе. Обычно я пью одну чашечку в день с утра, но там он был таким славным (даже из автомата!) что я наяривала по 2 с утра и еще одну-две после обеда. Еще там были такие влажные тяжелые печенья, и еще море нарезанных ананасов и пэшан фрут, который уже не раз фигурировал в рассказе. Кофе выращивают на этом дивном острове совсем в другой части, вдалеке от Пунта Каны, и несмотря на то, что очень хотелось бы посетить кофейную и какавовую (?) плантации, видимо, придется оставить это до другой поездки (которая если и случится, то совершенно в ином формате... Хотела добавить "и когда там не так жарко", но поняла, что это равносильно "никогда"=)
    Здесь у нас пластиковый стаканчик, но обычно там были недурственные эспрессо-чашечки.


    Конечно, до итальянского ему далеко, но по сравнению с американской aqua sporca - это прорыв. 

    3. Встречать рассвет и уходить далеко, потом возвращаться и завтракать с книжкой Venture Deals, а потом и с остальными участниками нашей экспедиции. Получается двойная порция кофеина и фруктов. Такие вот изысканные удовольствия=)

    4. Плавать в море. С такой теплой и соленой водой (глаза щиплет) я не вступала в контакт до этой поездки. Знаете, у нас иногда говорят про воду, что она как парное молоко? Враки. Если вы не были на Карибах, то меня берут сомнения, что вы купались в парном молоке. 

    На этом я, пожалуй, закончу. И так странно, что пост получился таким длинным. 

    Как говорит моя сестра, в жизни надо попробовать все (и добавляет: "Но зачем пробовать обязательно плохое?"=) Это не было плохим, но, как говорил дядя Рома Маргулин: "Это крик из вчера. Нам он не нужен!" По иронии судьбы, в этом году мне предстоит еще одна поездка на такого же рода курорт, но на этот раз при несколько других (смягчающих) обстоятельствах (отличная компания, сжатые сроки, никаких финансовых вложений и даже потерь отпускных деньков), и в новую страну (Мексику), так что можно будет поставить новую пупочку на "Cities I've visited maps' 

    Вернусь - расскажу=)


Комментарии

  1. ..."отличный пример, как на одном и том же небольшом острове мы имеем очень разные итоги."
    как Пхеньян и Сеул на Корейском полуострове.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale