Элис

Опираясь на скромный опыт, хочу заявить: самым верным индикатором того, что поездка удалась, является то, с какой скоростью я начинаю строчить.

На этот раз я строчу уже в аэропорту по дороге домой, что означает, что Орегон награждается почетной медалью=) Для сравнения: есть поездки, о которых я так ничего из себя и не выдавила (Нью-Йорк, притом дважды или трижды, Москва и Голландия, но последнее - это по недоразумению, хаха=) 

Так как я еще типа в дороге (кто знает, что там еще может произойти, это такое волшебное место!), то про Орегончик (Портланд, Корваллис и немножко Юджин) будет отдельно, так же как будет отдельно и про вуфинг и ферму (на самом это я просто от лени, разбиваю на три части, ну и надеюсь, что так вам легче читать, а мне не отвлекаться на постороннее). 
В общем, детишки, устраивайтесь поудобнее, ниже будет история о людях, на которых земля держится. Точнее, об одном человеке. И этот человек как из сказки или из толстовской или некрасовской повести: измеряется не от земли до головы, а от головы до неба. 

В общем, эту неделю я провела на ферме, о чем я еще отдельно напишу, если кому-то интересно, как это делается. Хозяйка этой фермы, Элис, заслуживает отдельной книги, альбома с фотографиями, симфонии и памятника, на мой взгляд, и я даже не знаю, с какой стороны начать, чтобы у вас в голове сложилась картинка, и чтобы вы полюбили (и вдохновились) так же, как и я и еще большой хор поклонников, фанатов и почитателей. 

Элис родилась в Аризоне, выросла в Сан-Франциско, жила 2 года в подростковом возрасте в Мексике (не подряд) и немало путешествовала туристом (Европа, Япония, и однажды она плыла в Европу на теплоходе - Я ТОЖЕ ХОЧУ!!!) Последние 20 лет она живет в моем самом любимом городе в мире после Минска и Будапешта и Порто в Корваллисе и заправляет фермой, о которой упоминалось выше. Ей 58 лет, в 35 она родила дочь, а через пару лет развелась с мужем, с которым расстались полюбовно, что не отменяет радостей жизни одинокой мамы. 

Идея создать ферму была достаточно авантюрной: пока Элис еще была замужем, она купила участок (16 акров - я не знаю, много это или мало. На вид немного) безо всяких задних мыслей. Когда муж свинтил, по ее словам, в отдельные моменты у нее было по 13 работ (уборка и покраска домов, недвижимость и еще миллион, которых я не упомнила) без выходных и отпускных. В какой-то момент она познакомилась с двумя мексиканцами-биологами (вообще Орегон - волшебное место, где каждый второй или третий - биолог, эколог, биохимик, преподает что-то такое страшно важное, но об этом отдельно напишу) или потомственными выращивателями клубники, или то и другое. 

В общем, они подали идею сделать из участка клубничную ферму. За эту неделю мой массив знаний про фермы вырос процентов на триста (с нуля-то, как вы понимаете, это несложно=), и мне не терпится с вами поделиться. И ежику понятно, что на фермерстве миллионов не заработаешь, но есть определенные категории ед (ед? множественное число? пусть будет "ед"!), сосредоточившись на которых, можно немного уменьшить вероятность того, что ферма в итоге тебя пустит по миру (что происходит, к несчастью, очень, очень, очень часто). Эти виды продуктов называют cash crops, к ним сегодня относятся ягоды, орехи, наверное, что-то еще, ну и плюс в зависимости от моды (сейчас все едят кейл, что из ушей лезет, поэтому, наверное, кейл). 

Почему ягоды непременно кеш кроп лично мне не совсем понятно: у них недлинный (и даже, прямо скажем, короткий) сезон, они очень хрупкие, трудно транспортировать, и свежими хранятся совсем недолго. Но при этом они считаются кэш кропом. Кроме того, оказывается, существует три вида клубники в зависимости от способности плодоносить (названий я не помню): один раз (май-июнь, как у нас), два раза и та, которую выращивает Элис - от тепла и до заморозков, то есть 6-7 месяцев в году. Прекрасный вариант, конечно же. Единственный недостаток - если планируешь продавать ягоду свежей, то люди не знают, что свежую клубнику можно есть и после всем известного клубничного сезона, поэтому важно найти постоянного покупателя своим ягодам: какой-нибудь заводик, смуси-бар, фабрику варенья ну или еще что. Это я углубилась в детали (несколько сбивчиво); Элис, к слову, продает раз в неделю клубнику вот этому заводику, на котором мне даже довелось побывать=)  Обожаю посещать производства: хоть стекла, хоть шоколада. 

Так или иначе, мексиканцы насоветовали этот волшебный сорт клубники, а также научили Элис, как, что и кому продавать, и по какой цене. У продажи клубники (или чего угодно) на ставших супер-популярными сейчас фермерских рынках есть куча недостатков, несмотря на то, что денег за фунт получается гораздо больше: нужно платить за место, ехать на рынок, устанавливать и потом собирать палатку, ну и опять же стоять там целый день (в Теннеси притом еще и на дикой жаре), но самое главное: все, кто покупал в Америке еду, наверняка задавался вопросом: почему даже органическая еда у них такая красивая, ягодки одного размера, большие, симметричные и лежат в рядок перпендикулярно полу? Разве так бывает в природе?

Ответ: в природе так, конечно же, не бывает. Поэтому когда даже органическая ферма (мексиканцы надоумили Элис сертифицироваться, а это, как вы, возможно, слышали, небывалый геморрой и куча расходов, но идея была сделать ее strawberry lady, чтобы когда любой орегонец (или даже американец!) думал "клубника", его первой ассоциацией была бы ферма Элис) отбирает клубнику на продажу на рынке и упаковывает их в мимимишные голубенькие картонки (вот здесь можно зазырить), отбраковывается 60-70% ягод. Элис говорит, что когда они только начинали, у нее сердце останавливалось, когда мексиканцы бойко отбрасывали 6-7 ягод из десятка, а потом ювелирно раскладывали их по коробочкам (там тоже своя наука, чтобы ягоды не поцарапались и не помялись). Теперь всем понятно, почему 200 гр. ягод стоит 5 баксов, и даже не та цена, которая позволяет окупить расходы.  Мне, конечно, все равно дико, что люди хотят есть непременно идеальные ягоды. Мне вообще все равно, какой они формы и размера, но судя по всему, белорусам пришлось бы доплачивать, чтобы кто-то ел наши яблоки или малину.. А уж если там найдут червяка, то вообще пиши пропало, ферма твоя прогорит, так как никто к твоей палатке и близко не подойдет. 

Короче, вернемся к Элис. Фермерством она никогда не занималась, поэтому училась методом проб и ошибок, и в какой-то момент мексиканцы ушли из партнерства, и она стала заправлять своей клубничной империей единолично. 

Я думаю, что вы догадываетесь, как это трудно, но в полной мере об этом ни в сказке сказать, ни пером описать: нужно не просто держать в голове миллиард вещей (у нее на участке 4-5 домов и еще целая куча хозяйственных зданий, включая теплицу, хлев, сарай-подсобка, или как это у американцев называется, паркинг для трактора и склад для сена, и все нужно чинить, смотреть, убирать, в общем, вы догадываетесь). Она ничего этого делать не умела, училась то от людей, то от ютюба, то от соседей. Нередко она постит в фейсбуке предложения обменяться: ведро клубники в обмен на то, чтобы кто-то показал ей, как закатывать томаты. Или чистить чеснок (в промышленных количествах). Или облицовывать стены. Или подковывать лошадь. Или еще что-то. Но смысл в том, что теперь она умеет все и разбирается во всем, при этом постоянно повторяет, что она ничего не знает (безо всякого кокетства), каждый день учится чему-то новому (как и все талантливые и умные люди) и постоянно сидит в гугле и ищет, как делать то или это. Короче, когда она мне рассказывала между делом (или когда я смотрела, как она гоняет на гигантском тракторе), как она провернула то или это (например, вырыла колодец), я ... ну что обычно делаешь, когда сталкиваешься с глыбой-человеком? Слушаешь и трепещешь. И думаешь, что если бы ты хотя бы процента на три сумел реализоваться так, как такие люди-глыбы. 

Вся администрация тоже на ней: бухгалтерия, налоги-шмоги, страховки, регистрации, лицензии. Целая куча геморроя.

У нее дважды находили рак (груди и кожи лица), и один раз у нее не было подходящей страховки (если вы хотя бы поверхностно знакомы с тутошней системой здравоохранения.. Хотя рак нигде не прикольно обнаружить... но здесь люди вроде меня падают на пол лапками кверху в таких ситуациях). 

Мне хотелось бы сказать, что теперь все опасности и трудности миновали, и клубничная ферма живет-поживает и добра наживает. Это не совсем так: постоянно происходят всякие штуки: то погода (в этом году выдалось ужасно сухое лето, весь Орегон горел, и в день, когда я приземлилась, над Портландом висел очень плотный слой дыма, пахло кастриком, что прикольно, но конечно же нет). Удивительно другое: Элис постоянно экспериментирует и сажает самые разные штуки. Кроме овощного огорода (в основном это не на продажу, потому что, как я уже говорила, продавать что-то на рынке - это очень трудозатратно, кроме того, чаще всего советуют сконцентрироваться на какой-то одной культуре, чтобы все знали, что за лучшей клубникой надо идти к ней, а за лучшими помидорами - к соседу), где растет все, начиная от фенхеля и артишоков до 25 разновидностей тыквы и цуккини (эти, кстати, как вы, возможно, знаете, достаточно неприхотливые овощи) у нее еще небольшой фруктовый сад (яблоки, груши и нереально вкусные сливы... Самые вкусные сливы в моей жизни - это с одной сливы в нашей деревне в Новых Дорогах, слива называлась "венгерка"; соответственно, сливы в Венгрии (сейчас как раз начинается сезон, и они стоят сущие копейки; первый месяц в Венгрии я ела очень много слив, потому что, во-первых, я фруктовый монстр, а во-вторых, они стоили 50 центов за кг., а мне еще не перевели стипендию, ну и в-третьих, комбинация первого и второго сильно помогает главной цели моей жизни - похудению). Вдобавок там есть дерево с лесными орехами, с грецкими орехами, немало малины (обычная и "золотая": такая растет у нас на даче, и я никогда раньше такой не видела, а вот Элис ее как раз-таки продает), голубики (или черники? Никак не пойму, какая это ягода. Если это черника, то она ОЧЕНЬ странная: кусты раза в 4 выше нашей клубники, и кстати, все ягоды очень-очень сладкие. Это вообще характерно для Америки: даже органическая еда гораздо слаще нашей... Видимо, кисловатые сорта уничтожили напрочь), и еще там есть дикая ежевика (знаете, в чем принципиальная разница между малиной и ежевикой? У малины беленький стержень остается на кусте, когда срываешь ягоду, а ежевичный остается внутри ягоды).

Так, ну я отвлеклась. Целью здесь было продемонстрировать, что несмотря на то, что это очень трудно, муторно и хлопотно, Элис постоянно экспериментирует и придумывает новые трюки и способы, сажает новые культуры и сочиняет в голове проекты разных масштабов. Среди них:

  • в прошлом году она посадила чеснок; чеснок вырос славный. Возможно, некоторые здесь знают, что почти весь чеснок в мире выращивается в Китае, и он не очень пекучий, а нормальный вкусный чеснок купить в магазине - большая редкость, и он намного вкуснее, чем китайский. Кроме того, мне кто-то недавно сказал, что китайский чеснок (чего и следовало ожидать!!!) содержит что-то там в своей шкурке, и короче, от него очень много вреда. Не знаю, правда ли это. В общем, в этом году чеснок вышел (как сказала бы моя бабушка) няудалы, то есть маленький, у американцев не прокатит, поэтому теперь остро стоит вопрос, что делать с этим няудалым чесноком, который привередливые американцы покупать в таком виде не будут. Элис расстраивается и подумывает о том, чтобы его замариновать и продавать в замаринованном виде, но проблема в том, что нужно придумать, как эффективно почистить промышленные количества чеснока. Этим мы занимались в первый мой день на ферме: ездили по разным магазинам и пробовали какой-то революционный метод очищения чеснока, который Элис нашла на ютюбе (к сожалению, революции не произошло). 
  • в этом году она оборудовала "джакузи" в саду: там такое райское местечко, окруженное кустами, очень красивая старинная ванна, лежишь себе с книжкой, мокнешь и на звезды смотришь. Что меня особенно восхищает в Элис (но об этом подробно ниже), что несмотря на то, что у нее буквально миллиард забот на плечах, такое ощущение, что она никогда не забывает о главном (ну или о том, что лично мне кажется главным): например, нужно было поменять какую-то детальку в этой ванне (вот мне позор, я даже не знаю, как называется это.. сливное отверстие, что ли?), и мы в магазине потратили минут 30 на то, чтобы найти детальку такого дизайна, который бы сочетался со старинной ванной. Казалось бы, какая разница? Но нет, Элис так и объяснила: мне нужна такая-то деталь (меня вообще поражает, когда кто-то знает названия всех этих штук, а также как они функционируют и взаимодействуют между собой.. Мой мозг просто взрывается, и я ощущаю свое ничтожество, и что между мной и ней - световые годы знаний и умений), но "я не хочу одну из этих, знаете ли, современных, ха-ха-ха, штуковин". Лайф из мент ту би инджойд, а с современной сливной системой, приделанной к антикварной ванной, это не представляется возможным. 
  • последнее в этом списке (который не то что не исчерпывающий, а вообще только приводит три зарисовки, иллюстрирующие размах личности Элис): возможно, кто-то слышал о том, что западное побережье Северной Америки приходится на стык двух тектонических плит (это мне известно от учительницы географии, имя и личность которой я никогда не забуду, одна из самых классных учительниц, которые у меня были, Шкуль Юлия Викторовна), поэтому это очень небезопасный регион в плане сейсмической активности. Возможно, вы слышали про землетрясение в Сан Франциско в 1986 году, после которого было принято решение не строить высоких домов на полуострове (тут я, наверное, привираю, данные не проверенные, но факт: в Сан Франциско очень немного высоток). Короче, последние много тысяч лет западное побережье сильно трясло приблизительно каждые триста лет, иногда землятрус задерживался, и тогда это было раз в 500 лет. В общем, в этот раз землетрясение "задерживается" на 75 лет (по словам Элис; другой кто-то сказал, что 150). В общем, люди здесь живут не то чтобы как на вулкане, но все как бы в курсе, что может тряхануть сильно со дня на день (и это не мешает Орегону быть штатом, принявшим наибольшее количество переселенцев внутри США в 2014 году!) Последствия будут самыми разными: от 3 до 6 месяцев без электричества и воды, прорвет все дамбы на реке Виламет (одна из рек, протекающих через Орегон и в частности через Портланд), ну и прочие радости. В общем, об этом я надеюсь написать подробнее, так как меня поражает, умиляет, впечатляет и оставляет неизгладимый след то отношение, с которым местные говорят об этом еще не случившемся, но уже как бы устаканившемся факте надвигающейся катастрофы. Короче, что решила сделать Элис? Она написала запрос в национальное сейсмологическое общество (или что-то такое) с просьбой проанализировать ее ферму на предмет устойчивости к сейсмическим потрясениям. Когда я была на ферме, она объяснила, что ждет письма с анализом "со дня на день", и результаты определят, останется она жить на ферме или продаст ее и свинтит на юг Франции (об этом дальше). Она сказала, что останется в том случае, если сможет придумать, как обеспечить ферму всем необходимым на 6 месяцев. Вдумайтесь только! Ее может отрезать от всего мира и оставить без воды и электричества на 6 месяцев (или дольше! Откуда вообще эти сейсмологи знают?), а она придумывает, как наладить выработку электроэнергии с помощью подручных средств. С этой целью она прошерстила интернет и нашла какую-то схему (ах да, она большая поклонница Теслы.. Как и все terrifyingly amazing people=), которая позволяет вырабатывать нехилое количество электроэнергии при помощи чего-то, напоминающего велосипед (ну конечно, а что еще? Жизнь в Орегоне вращается вокруг великов=) Она объясняла мне принцип устройства этого аппарата, конечно, я ничего не поняла (поняла только, что в центре конструкции будет велик, и нужно будет крутить педали. Вот подумайте, если бы ко всем, занимающимся в спортзале, провести датчики и придумать, как складировать выработанную нами (нами! Типа я хожу в спортзал! Ха-ха) энергию.. Говорят, что возобновляемых источников раз-два и обчелся, а как же праздно скачущие и крутящие педали и топчущие беговые дорожки?... Ну это я отвлеклась. Тут я планировала продемонстрировать размах фантазии, амбиции, но не в прямом смысле слова, и величину личности этой глыба-человека. 
Я могу еще долго-долго писать про Элис, ее взгляды на жизнь (совпадающие с моими на очень много процентов, но это не главное), ее достижение, ее стиль жизни. 

Вот например, в моем представлении все фермеры или те, кто заправляет хозяйством вроде ее, должны вставать с петухами и носиться веником, чтобы все успевать. Элис встает в 8.30 - 9, долго пьет кофе, иногда медитирует, иногда болтает с Вуферами (может, я писала это выше, но она за 5 лет приняла больше ста (!!!) волонтеров) Например, за каждым приемом пищи мы болтали с ней по нескольку часов, и вообще, когда она в первый день забрала меня с автобусной станции в Корваллисе, мы болтали в ее машине не менее часа, прежде чем двинулись дальше. 

Во время этих многочасовых бесед я и узнала про все (точнее, наверняка только про их микроскопическую часть) проекты, идеи, идеалы и взгляды Элис на жизнь, политическое устройство Америки, отношения полов, отношения людей, фермерство, деньги и так далее.  
    Она сказала, что, конечно, очень много лет она не могла позволить себе такого сибаритства (многочасового кофепития, ковыряния в Гугле, чтение книг по нескольку часов, принятия ванны и так далее), это только последние несколько лет. По ее словам, много-много-много лет она работала как савраска (охотно верю), но опять же, дочь ее теперь работает в Сиэтле, хозяйство более-менее налажено, и теперь она вот может остановиться, отдохнуть, попить кофейку. Мне это в ней очень нравится. При этом и налета на лентяйство нет, это то, о чем здесь все твердят, почему постоянно оглядываются на Европу и вообще это buzzword  десятилетия - баланс. 

    Еще об Элис: она несколько раз готовила, и всякий раз это была самая вкусная, простая и при этом изысканная еда, которую мне доводилось есть за последние годы. Во-первых, во все кладутся свежие куриные яйца, и хотя я уже довольно давно стараюсь есть только органические яйца, на вкус это небо и земля с магазинными. Во-вторых, она использует разные волшебные заправки (из магазина, но все органическое, местное и т.п. Вообще в Орегоне шанс съесть что-то неорганическое и неместное очень небольшой, про это сериал "Портландия", который я не то чтобы смотрю, но который у меня играет на фоне уже третий день после возвращения.. Не хочу отпускать это чувство, но об этом потом). Вообще-то я заправки не люблю, максимум солю и перчу, но когда это добавляет кто-то другой, то мне обычно бывает вкусно, особенно кто-то, кому я доверяю, типа Элис=)

    Еще она показала мне новую салатную травку, а также разрешила поесть свежие гожи-ягоды (суперфуд, уверена, многие тут в курсе;) 

    Еще она пьет волшебный кофе: органический и добытый честным путем, разумеется, свежемолотый (а кофемолка до боли напоминает мне ту, что уже почти 30 лет служит нам верой и правдой в Минске, французский "Мулинекс"), и потом приготавливается самым типичным американским способом, но по старинке, а именно drip coffee, и в необъятных размеров кружку. Потом она добавляет туда типичную американскую штуку, называемую half & half (сливки пополам с молоком), но кофе все равно получается крепкий. В итоге - огромное ведро типичного американского cup o'joe, но в самом лучшем исполнении, так что я наслаждалась все 5 дней (вот я была там всего 6 дней, а кажется, что прожила небольшую отдельную жизнь...)

    У Элис очень интересные взгляды на отношения между полами. Вообще она выросла в Аризоне, долго жила в Калифорнии в 60-е, так что кто любил, тот поймет=) Иногда, когда я смотрю фильмы и документальное кино о том времени (например, последнее - Gimme Shelter, очень советую), становится смешно от самой себя, от всех этих хипстеров (особенно в Нешвиле!) в клетчатых рубашках, бородах (ну дальше вы сами знаете) с 7-долларовыми кофе. Кажется, что то, что было ("тру" и "риал") как-то навсегда ушло. Не то чтобы мне тоскливо, но кажется, что мы пытаемся казаться тем, кем не являемся и кем быть сейчас нерационально и сколько ни пытайся, не получится, так что лучше уж найти новый способ взаимодействия с действительностью, которая сейчас включает в себя и Эппл, и Волмарт, и комфорт, и банковские карточки, и онлайн бронирование. Хотя есть у меня знакомые, которые отказались и от сотового, и от банковского счета, такую позицию я тоже уважаю (настоящие хипстеры! Хотя множественное число не совсем оправдано, я знаю буквально одного такого человека). 

    Мне очень-очень нравится личность Элис. Удивительно, как за все годы, в которых было, как и полагается, много хорошего и плохого, много хороших людей и людей, которые намереннои ненамеренно ее подводили, обманывали, приносили ей очень большие материальные убытки, она по-прежнему очень любит людей (она сама ни раз повторяла: "Что же будет с нашей планетой, вот бы прилетели инопланетяне и спасли всех нас.. Я так люблю природу, животных... Я и людей люблю!") И это, по-моему, как вишенка на мороженом: очень видно, что она любит людей, любит с ними общаться, умеет и любит слушать, от нее исходит то, что называют банальным словом "позитив" и "хорошая энергия", но это практически совсем не передает того, что от нее исходит. Это не молодой слепой энтузиазм, или наивная вера, что "все будет хорошо", и мир полон хороших людей. Это уже не вера, а знание: будет по-всякому, и хорошо, и плохо, и тяжело, и так и сяк, но в итоге все как-то сложится, и плохие периоды будут сменяться периодами получше, и вообще, знаешь, на свете полно классных людей. 

    Как она говорила: да, однажды два мальчика - вуфера, несмотря на несколько часов инструктажа неправильно посадили клубнику (а всего-то: угол, под которым корешок втыкается в землю.... Всего лишь пару градусов лишних, и никакого урожая в этом году не будет, и ничего уже не исправить). Это стоило ей многих-многих тысяч долларов, потери репутации, нескольких контрактов на поставку.. ну вы сами догадаетесь, полностью бесклубничное лето на ферме по профилю клубника. 

    И ОНА ВСЕ РАВНО ЛЮБИТ ЛЮДЕЙ! Более того, с одним из парней, который это сделал, она до сих пор дружит и общается (они постоянно тусуются у нее на ферме.. Процентов 5-10 из тех, кто были вуферами на ее ферме, переезжают в Корвалис - по-моему, если не говорить о ней ничего, то одного этого было бы достаточно). 

    Если бы я была каким-нибудь Толстым или Достоевским или Чеховым, я бы сумела описать то, как она говорит и думает о людях. Это не слепое обожание и восторг, а именно знание: люди не черные и белые, но есть хорошие люди, и большинство из них вообще говоря неплохие ребята, кроме тех, которые, конечно же, плохие, а остальные в целом хорошие, только клубнику сажать не умеют. Это удивительно. 

    Она запоминает все имена с первого раза и обращается ко всем по имени. Даже персонажей миллиона моих историй она запоминала по именам. У нее вообще очень хорошая память, и хотя не очень хорошее зрение, она постоянно что-то ищет в интернете. 

    Еще она то, что можно назвать емким словом "активистка": она очень хорошо разбирается в американской политике, недолюбливает (и это мягко сказано) республиканцев, Дональда Трампа, республиканские штаты (вообще во мне отзывалось очень многое из того, о чем она говорила, и как она говорила, прямо скажет, и чувствуешь, что вы вибрируете на одной частоте, и ты как бы всем своим существом внимаешь, "да-да-да!!!" так вот она сказала, что "Ну не могу я жить там или любить место, где большинство поддерживает то, что мне противно"), с большим интересом слушает о политике других стран и вот видно, видно же, когда человек задает интеллигентные вопросы, что он понимает, о чем речь, а не просто кивает "Аааа.... мммм...." 

    Кроме того, она является членом (или была в прошлом) миллиона всяких обществ, комитетов и кружков (когда пишешь это по-русски, отдает совком, по-английски как-то поприличнее, но может быть это в данном контексте даже нормально=) Юджин вообще мог бы называться Кропоткиным, там все революционеры (или хотели бы ими быть, см. ниже=), заведовала целой кучей общественной работы по вопросам, в которые верит, которые ей кажутся жизненно важными, и я напомню, это мама и начальница фермы в то же самое время. Когда общаешься с такими людьми, понимаешь, что в 24 часа в сутки можно впихнуть столько, что только диву даешься, поэтому вопрос отсутствия времени на что бы то ни было чаще всего сводится к двум проблемам: лень и приоритеты. 

    Например, при том, что у Элис миллион дел, у нее всегда хватает время на то, что ей кажется важным: позаботиться о 35 раздельных мусорках, помыть посуду (пластиковая и бумажная посуда, а также выбрасывание пакетов, - это за гранью добра и зла), рассортировать компост (это - для курочек, это - для червяков), проследить, чтобы вода из ванной сливалась так, чтобы чистая слитая вода не просто утекала в землю, а поливала огород, у нее хватает сил и энергии объяснить в миллионный раз бестолковым вуферам, как работает слив, как копать и полоть так, чтобы растениям от этого было по максимуму пользы, и так далее, и тому подобное. Наверное, очень сбивчато объясняю, но это от переизбытка эмоций=)

     Если ей что-то не нравится или не устраивает, ее не заламывает звонить и задавать вопросы, типа: "а куда вы сливаете отходы из этой фабрики? Как вы их перерабатываете? А можно изучить исследование, что это безопасно для реки?" И она не просто выпускает много пустого шума в атмосферу (она очень забавно описывала свое отношение к анархистам в Юджине, те, которые "Оккупируй Волстрит": мол, хулиганы, только вызывают неприязнь и агрессию, никакого толку от них нет, громят машины, вытаптывают парки, тоже мне революционеры), разбирается в вопросе, а если не разбирается, пойдет и разберется. Погуглит. Прочитает. И потом уже начнет планомерно копать. И знаете, ведь это правда: начни с себя. Будь той переменой, которую ты хочешь видеть в мире. Хочешь видеть меньше небезразличных, волевых, добрых людей, ответственное, честное, прозрачное правительство, компетентных неравнодушных врачей, качественную вкусную колбасу на полках - начни с себя. Каждый день живи на совесть. 

    Вообще меня эта Элис так вдохновила. Я который раз убеждаюсь в мысли, что роскошь знакомства и общения с большими людьми вроде нее - это самый большой и ценный подарок, который можно получить в жизни, и это полностью опровергает "Не учите меня жить, а помогите материально", и такие люди учат самым действенным и эффективным методом - собственным примером. Проповедование и капание на мозг, по моему опыту, никогда еще никуда не привело, а единственное, что работает, - это пример. 

    Единственное, чего я немного боюсь, - что это впечатление сотрется, поблекнет и позабудется, потому что пошел уже четвертый день, а я по инерции качусь на сверхскоростях (по сравнению с моими летаргическими предыдущими позорными месяцами). 

    Ах да, забыла добавить, чтобы у вас сложилось более-менее полное впечатление: она небывалая красотка, и мне было очень-очень любопытно посмотреть на фото ее дочери, но не довелось. Очень высокая, очень стройная, осанка балерины, точеное тело (не от спортзала, это понятно; тем ценнее. Вообще там в Портланде и в Корваллисе в частности я много видела девушек с точеными фигурами, и что-то мне подсказывает, что они вытачиваются не в тренажерке. Где - не знаю, но в лучших местах), ну а лицо в таком возрасте рассказывает о прожитой жизни: было трудно, но точно не было скучно. 

    У нее удивительный смех, пытливый острый ум, она разбирается во всех нужных вещах, знает ночную жизнь Корваллиса лучше, чем многие обитатели ее хозяйства (об этом отдельно, и это реально очень классная история), люди к ней тянутся, она собирает вокруг себя самые приятные компании, при этом совершенно не кокетничая, не стараясь понравиться, и всегда интуитивно соблюдая баланс (не задумываясь, наверное, даже о том, что тут есть что соблюдать) между "быть честной" и "ляпнуть грубость", "высказать свое мнение" или "быть вежливой". 

    Она очень любит животных. 

    Говорит, что если результаты сейсмического анализа будут неутешительными, она продаст ферму и уедет жить на юг Франции. Югу Франции крупно повезет, как и любому месту, где она решит жить. 

    Вообще у меня перед глазами стоит момент, когда мы в мой последний день приехали с похода, собирался дождь (первый за долгие-долгие недели, весь Орегон и вообще западное побережье полыхало, и Портланд в день моего приземления был покрыт очень плотным одеялом дыма, и в воздухе пахло шашлыками, только без мяса, ну знаете, когда пахнет кастриком и первое, что приходит на ум, - "шашлык!", но только никакого шашлыка нет, и сразу становится грустно), и она рассекала на мини-тракторе (макси-газонокосилке?) Она вообще из тех, которые коня на скаку остановят, при этом очень женственная и изящная. И за словом в карман не полезет, и в обиду себя не даст.      

    Не знаю, как закончить это. Наверное, что от того, что на свете есть Элис, лучше становится очень многим людям (вот мне лично гораздо лучше), растениям и животным, и, возможно, в этом и есть смысл жизни: чтобы от твоего существования планете было как можно меньше вреда, а в идеале - польза (пользу и вред все понимают по-разному, но это уже другой вопрос). Тогда стоило жить, и работать стоило. 

    Комментарии

    Популярные сообщения из этого блога

    Самые достойные американские шоколадки

    Бьюти штучки и другое

    Regale