The good life


Несмотря на то, что в популярных писаниях это выражение используется скорее для описания бытности, почти полностью противоположной американской: неспешность, неторопливые приемы пищи, приготовленной кем-то из ближайшего окружения, использование настоящей посуды и полотенец вместо их бумажно-пластиковых аналогов и т.п., я хочу написать о том, чем Америка выгодно отличается от Европы. 
Я не люблю сваливать Европу в одну кучу и меня бесит, когда здесь говорят "европейский йогурт", "европейская выпечка", "европейский лайфстайл", так как световые годы между Сербией и Норвегией, и я подозреваю, что многое или почти все из описанного прекрасно представлено в Великобритании или Скандинавии. Но это те вещи, которых мне не хватает в двух европейский странах, с которыми я знакома лучше всего - Беларусь и Венгрия. И по рассказам, в некоторых других (Италия, Бразилия, Португалия) этого тоже маловато или не так. Короче, когда уезжаешь из Америки, этих вещей начинает остро не хватать. Они реально делают твою жизнь проще, быстрее и удобнее, хотя иногда это каким-то неуловимым образом выходит боком всем участникам процесса. Про побочные эффекты я тоже напишу. 
  1. Работа американской почты. Я осознанно ставлю ее на первое место, потому что это, как и Амазон, - логистическое чудо и воплощает в себе инженерный гений, помноженный на новые технологии и уж я не знаю что еще. Наверняка есть документальные фирмы о том, как почта работает, кто управляет этой махиной и как за 42 цента (или сколько там стоит марка) ты можешь не сомневаться, что твое письмо дойдет до адресата ровно через два дня. Это просто чудо! 
    1. Почту забирают 3-4 раза в день и доставляют, если я не ошибаюсь, дважды в день, включая субботу (!)
    2. Почтовые ящики для отправки расположены в ваших квартирах рядом с почтовыми ящиками для получения писем, то есть не надо никуда дополнительно ходить, чтобы отправить письмо. 
    3. Рядом с небольшими почтовыми ящичками расположены ящички побольше, в которые помещаются среднего размера коробки. Если вам пришла посылка, в ваш ящик кладется ключ, а ключом вы можете открыть большой ящик. Таким образом, не надо тащиться в неудобное вам время на почту, чтобы забрать посылку. Ключ потом оставляешь в дверях ящика. Гениально! 
    4. В самих почтовых отделениях обычно очереди, и сотрудники очень медленные (эту характеристику американская почта разделяет со всеми почтами во всех странах, где мне доводилось бывать) Однако большую часть твоих почтовых потребностей прекрасно удовлетворят киоски, где можно купить марки, отправить посылку, она очень быстро и толково задаст тебе 5-6 вопросов и распечатает наклейку. Конечно, если нужно купить конверты или коробки или отправить МЖД, все равно придется встать в очередь. Но как вы догадываетесь, я всегда имею свои коробки и конверты (использую по втором или третьему кругу;) поэтому я всегда пользуюсь этими киосками и не нарадуюсь, какие они удобные! Кроме того, киоски открыты 7 дней в неделю (как банкоматы). 
    5. Этот же киоск предлагает тебе добавить целую кучу дополнительных сервисов к своей посылке: страховку содержимого, роспись получателя (которую ты можешь получить по имейлу в момент, когда получатель расписался... за дополнительный доллар подтверждение росписи придет тебе на почту), certified mail (не уверена, что это). Но самое волшебное: самая базовая доставка включает в себя tracking! На чеке у тебя номер, по которому ты онлайн можешь следить, где твоя посылка. Вот например внизу я кое-что продала по ebay, оплатила оттуда же (!) пересылку, распечатала марку (ebay,  кстати, дает скидки, если оплачиваешь пересылку прямо у них на сайте. Единственная загвоздка - надо знать вес посылки) и теперь могу оттуда или с PayPal (потому что оплачивала PayPal) следить, где находится посылка и даже получать смс с уведомлениями о статусе! Это же может делать и покупатель. И это при том, что пересылка стоила $2.63. Такой нереально крутой сервис практически за бесплатно! 
    1. Когда ты переезжаешь, всего за 1 доллар (!!!) онлайн можно настроить переадресацию почты. То есть сотрудники почты будут сортировать входящие письма и пересылать их на твой новый адрес в течение года. Там есть ограничения на виды почты, которую будут пересылать (то есть рекламу и всякую хрень пересылать не будут, а то, что выглядит важно - будут). На практике я не совсем поняла, как это работает, так как я сейчас переехала и некоторые вещи до меня не дошли, которые я  бы охарактеризовала как важные. Но я не бычу! Я все равно поражаюсь, как эту услугу вообще можно сделать возможной за такие смешные деньги (считай бесплатно). Некоторые бычат, что мол, плохо работает переадресация. Важно не забывать, какое это чудо и как трудно это делать, поэтому скажи спасибо, что это доступно хоть в каком-то виде, и что с большего, оно работает вполне удовлетворительно. 
    2. Обратная сторона медали в том, что несмотря на то, что казалось бы, кто сейчас проверяет почту и кому нужны бумажные письма, в Америке по сравнению с Европой на тебя сыплется просто лавина бумажных писем отовсюду: от твоего банка, страховой компании, еще каких-то инстанции, в которые тебя занесло пару лет назад, от благотворительных организаций, куда ты сто лет назад перевел 5 долларов (я, кстати, сразу им пишу ответ, что не буду больше переводить пожертвования, т.к. мои деньги используются на эти беспонтовые рассылки. Мало того, что они присылают тебе в конверте просьбу дать еще денег, так там еще и конверт для чека с предоплаченной маркой - есть тут такая тема: бизнесы, которые рассылают много макулатуры с просьбой ответить в той или иной форме, могут попросить USPS (United States Postal Service) напечатать им конвертов с предоплаченной пересылкой. Тоже еще одна черта, которая, с одной стороны, восхищает меня инженерной мыслью и изящным логистическим решением, а с другой, плодит макулатуру. Ужас! Короче, благодаря тому, что почта работает исключительно хорошо, ей пользуются чересчур интенсивно для 2017 года. Тут стоит заметить, что казалось бы, Штаты образца 2017 года.. А оказывается, довольно большой процент населения в Америке или живет без компьютера в домохозяйстве, или не умеет / не любит пользоваться имейлом и вообще не очень tech savvy, поэтому пытаться что-то до них донести по имейлу - гиблое дело. Поэтому всех гребут под одну гребенку и рассылают макулатуру всем. 
  1. Процесс получения выписанных лекарств. Тоже чудо логистической мысли. В Америке все, кроме пластыря, можно получить только по рецепту, и аптек в известном нам понимании нет. Точнее, они напоминают небольшие магазинчики всякой всячины, от жувки до косметики до журналов до еды первой необходимости (чипсы, орешки, арахисовое масло, молоко) и сзади там есть база настоящих фармацевтов, которые уже могут отдать страждущим выписанное им зелье. Происходит это так: при визите врача он тебе выписывает рецепт, ты по телефону или онлайн (или это врач даже может сделать за тебя во время визита) отправляет аптеке заказ (сейчас почти все крупные супермаркеты тоже работают, как аптеки), где указывает данные твоей страховки, частоту выдачи зелья (refills) и т.п. Потом тебе приходит sms, что зелье готово, приходи забирай. Ты приходишь, забираешь. Через месяц (или как часто там тебе надо) приходит смс: "Хотите забрать лекарство у нас? Ответьте Yes / No". Если отвечаешь "Да", то через какое-то время приходит новая смс, что мол, все готово, забирай. Вообще удобно. Забрать можно из того места, где тебе удобно (например, куда ты ездишь за продуктами). Если переехал, можно адрес поменять за секунду. Круто! 
  2. Амазон! Про это я уже писала. Сам по себе Амазон хорош, но за скромную плату (около $100 в год) ты получаешь статус Amazon Prime, и тебе большинство вещей из Амазона доставляется в течение 2 дней, притом почти безо всяких накладок кроме нереально бизи сезонов типа Рождества. Еще некоторые ништяки, которые делают жизнь обывателя лучше. Опять же, если задуматься, какое чудо, что это все возможно, то просто в голове не укладывается, как можно организовать такую махину с такой точностью. 
    1. Во время покупки можно указать, что тебе не нужно прямо в течение 2 дней, а можно и подольше (4-7). В благодарность Амазон переведет тебе $1, который можно потратить на покупку музыки, книг и фильмов. Иногда другие ништяки за это. Про это мало кто знает, но я это всегда делаю. Потом если у меня чешется по какой-то песне, я могу ее купить и загрузить в айпод. Или электронную книгу. Я купила Александру Алексиевич в электронном варианте (пока не прочитала).
    2. Недавно они стали делать двух- и четырехчасовую доставку! Минимальный заказ всего $20. То есть в течение 2 часов тебе привезут хлеб, молоко и масло (!) даже в воскресенье, даже в рождественский сезон. Охренеть! Кому нужна машина и продуктовые магазины в пешей доступности?
    3. Амазон не единственный бизнес, предоставляющий серьезные скидки студентам. Это очень мудрая политика. Небогатых студентов (которые в Америке, скорее всего, станут средним и высшим классом, аккумулирующий почти весь платежеспособный спрос) приучают к хорошей жизни: Apple, Spotify Premium, Amazon за 50-70% стоимости. Потом уж точно не вернешься назад к перебитому рекламой эфиру. 
    4. У Амазона очень хороший (для фирмы такого размера) customer service. Возвраты делать очень легко, они обрабатываются быстро, а если посылка теряется, они почти без лишних вопросов высылают тебе еще одну единицу.
    5. Продавцы на Амазоне делятся на две категории: собственно Амазон (у которого есть свои склады), тогда ты покупаешь у него напрямую, и другие торговцы. Поскольку конкуренция очень высока, часто другие торговцы пишут тебе письма (после того, как ты что-то у них купил) написать review товара в обмен на какие-то ништяки. Однажды мне прислали 5 бальзамов для губ! Притом они не просят написать хороший отзыв, просят написать любой. Но после такого королевского подарка хочется написать что-то хорошее! 
    6. За членство тебе бесплатный доступ к большому количеству музыки, фильмов и сериалов. Правда, не к самым популярным;)
    7. Цены на Амазоне, кстати, не всегда и не на все самые низкие, однако если учесть, что ты имеешь такой огромный выбор и не нужно никуда ехать и рисковать, что допустим ты поедешь за тридевять земель купить, скажем, рисовый уксус, а его там не будет, это экономит столько времени, что я почти уверена, что в итоге ты выигрываешь с огромным отрывом. Поэтому говорят, что Амазон душит ритейл. Но кого это волнует?:)
    8. Кроме верхушки айсберга в виде доставки, Амазон на самом деле большой супер-мега конгломерат, занимающийся всем подряд и пробующий себя во все большем и большем количестве направлений. Начать с того, что почти все сайты по всему миру живут на серверах Амазона. Недавно были проблемы у этих серверов, не работало ничего в течение пары часов. Они продают книги, музыку, фильмы, у них есть собственный streaming service, который соперничает с Netflix / Spotify / HBO. Сейчас у них дела идут хорошо и остается много ресурсов на эксперименты: они пробуют дроны, воздушную доставку, и вообще чего они только не делают. Если почитать статьи, то это просто взрывает мозг. Короче, предпринимательство at its best. 
    9. Обратных стороны медали две:
      1. Стремные коробки и излишнее количество упаковки. Это боль. Амазон про это знает и пытается что-то делать. Например, мой офис заказывает все через Амазон, и у нас просто МОРЯ этих коробок, пластика, упаковочного материала типа пупырчатой ленты. И никакой переработки поблизости (хотя преимущества переработки сильно преувеличены, сокращать количество отходов в миллиард раз эффективнее). 
      2. Поскольку делать покупки так легко и удобно, в какой-то момент ты начинаешь покупать кучу ненужных вещей. Я довольно быстро прошла этот этап. Назовем его "первоначальное накопление капитала", когда у меня действительно была нехватка предметов обихода. Теперь я заказываю что-то очень редко по трем причинам: 1) мне почти ничего не надо, 2) то, что мне надо, есть где-то еще дешевле (притом намного; например, многие предметы домашнего обихода можно за бесценок приобрести в GoodWill, это такой секондхенд с высокой социальной целью (там работают только всякие асоциальные элементы, которых больше никто не хочет брать на работу) - о нем стоит отдельно написать,=), 3) я против этого ужасного упаковочного материала, так что если даже не пункт 1 и не пункт 2, то этот третий аргумент берет верх над моими потребительскими мотивами.
  3. Возможность заказать / зарезервировать и оплатить онлайн почти что угодно. Это так упрощает жизнь! Потребление в Америке действительно проще некуда. Вот неполный список вещей, который можно обустроить, не выходя из дома:
    1. Любые билеты: автобус, поезд, самолет, концерт (!) музей, кинотеатр (в Минске это тоже есть, и это круто!) опера и т.п. 
    2. Можно забронировать столик в ресторане, визит к врачу или косметологу (не всегда, но часто. Если этого сделать нельзя, это потому, что они не обновляли свою систему бронирования с 2002 года, и она теперь не поддерживает почти ничего) а также заказать еду на вынос. К этому еще есть миллиард сервисов от третьих компаний (то есть компании-интеграторы, типа Expedia, которые позволяют заказать еду не напрямую у ресторана, а предлагают тебе двести ресторанов на выбор. Возможно, это обойдется на копейку дороже, а может, и нет: ресторану не нужно вкладываться в разработку системы заказов онлайн и держать в штате людей и транспорт для доставки, при этом они расширяют клиентскую базу. Ресторан не простаивает в дождь, когда люди не выходят из дома. Официантов можно отпустить домой, а кухня работает в полную силу, ведь доставка в плохую погоду - золотая жила). Вообще мне вот очень нравится, как в Америке в жизнь претворяются все, о чем мечтал Адам Смит: разделение труда, synergies, удовлетворение своих потребностей исключительно через удовлетворение чужих. Не тебе пропихивают в горло то, чего ты не хочешь, а пробуют предложить тебе 15-20 вариантов, пока не найдут то, что нравится тебе. Тогда ты расстанешься со своими деньгами с огромной радостью и еще чаевых сверху добавишь и будешь думать "и как я жил без этого раньше!" 
    3. В целом безналичная оплата и ненужность офисов для покупки - брони - это огромные выигрыши в эффективности в масштабах такой большой страны, как Штаты. Вспомните всех наших бабушек в переходах, продающих билеты в театр, афишы, как им по утрам надо разложить свой лоток, а вечером его свернуть, обновлять афишы, вычеркивать проданные билеты.. И это 2017 год! Бабуля могла бы вместо этого обучиться чему-то поинтереснее и зарабатывать больше и не плодить макулатуру. Это просто пример, но я восхищаюсь тем, какой это классный win-win для всех участников процесса. 
    4. Мне еще очень нравится, что в Америке очень легко делать подарки людям, которые далеко от тебя. Во-первых, если ты что-то срукодельничал, то см. пункт 1 - United States Postal Service домчит за копейки твой презент в кратчайшие сроки. Но еще лучше: можно подарить сертификат на массаж, подарочную карту в ресторан, членство в музей в городе дорогого тебе человека. Все это просто решается в течение 20 минут (конечно, если ты уже знаешь, что подарить.. Я иногда зависаю на часы, т.к. мучаюсь муками выбора=) 
    5. Не могу найти недостатков оплатам и возможностям все купить и получить, не выходя из дома. Экономит бензин и бумагу. Красота! У кого с самоконтролем все в порядке (тянет руку вверх) можно просто sit back and relax. А то некоторые жалуются, что злой интернет за ними гоняется и заставляет все покупать. А еще еда, которая заставляет себя есть. Как сложно жить!=)
  4. Доступность спортзалов: по цене и по локации. Я думаю, что Нешвил можно назвать средним по размеру городом. Хуже некоторых и лучше многих. Мне реально не с чем сравнивать (города этого калибра), но здесь спортзалы в каждом здании и на каждом углу, и цены в спортзал без групповых занятий - $30-35 в месяц, притом постоянно бывают всякие акции. Если есть пристройки типа тенниса, бассейна, катка, групповых занятий, бокса, то $70 и выше. Во всех четырех квартирах, где мне довелось жить, были спортзальчики: некоторые совсем микроскопические с базовыми приборами, но чистые, и при желании и там можно было нормально заниматься. Я знаю, что в Минске и, наверное, в Будике это проблема (мне повезло, у нас на работе был офигенный зал). Этой зимой я ходила в т.н.з. центр Макса Мирного, это было ужасно. У меня было ощущение, что я в детском садике в 1994 году (еще погода такая была, напомнила мне темные утра, когда тебя полусонного тащат в садик, толкают в тебя кашу и сосиску и потом ритмика. Отсутствие дневного света до 10 утра не помогло=). Добитые тренажеры и отстойная музыка и цена одного занятия -  $7! Кошмар. Здесь за 7 можно сходить на не самую плохую йогу. В общем, несмотря на то, что обычная бытовая активность здесь сильно затруднена, спортзалов воз и маленькая тележка. 
  5. К вопросу об упрощенном шопинге и потреблении: здесь элементарно делать возвраты. На них очень редко какие-то ограничения, и чаще они вполне разумные и их легко выполнить: есть какой-то срок, в течение которого можно вернуть (типа 30 дней или больше; причем нередко в течение 30 дней можно получить деньги, а после 30 - т.н.з store credit, то есть стоимость возврата можно использовать на покупку чего-то еще), без видимых повреждений или износа (хотя нередко они сильно идут навстречу, но бывают исключительно придирчивые продавцы, и, если честно, я в глубине души на их стороне). Возможность вернуть все и всегда сильно балует и открывает простор для злоупотреблений. Я думаю, что стоимость возвратов закладывается в цену, поэтому в теории если бы покупатель с порога отказался от права на возврат, наверняка мог бы получить скидку. А так имеем наценку, хотя и скрытую. Получается, что я из хорошей вещи делаю плохую, но вообще она неплохая=) На эту тему есть интересные теоретические размышления. Я обязательно к ним вернусь и утомлю вас ими, но не в этот раз;)
  6. Здесь почти везде есть всякие программы лояльности и членства. Программы лояльности обычно бесплатные: копишь очки, а потом на них какой-нибудь ништяк, и иногда в день рождения или какие-то акции получаешь еще штучки (ммм... Отдельный пост о халяве, которую получаешь на ДР! 31.03.2017 я получила бутерброд, смуси, шарик мороженого (не воспользовалась) и еще печенье в одном месте надо забрать! Наверняка еще что-то было, не могу вспомнить. Некоторые шутят, что ДР нужно проводить в разъездах по всяким местам, где тебя бесплатно поят и кормят). Мне это очень нравится. Членства - это когда за какую-то сумму ты становишься почетным человеком в кинотеатре, ботаническом саду, музее, театре, зоопарке, парке аттракционов и т.п. Чаще всего тебе будут скидки (или бесплатно) вход и еще скидки на сопутствующие товары (какой американский музей без магазина или ресторана при нем?:) 
Пока остановлюсь, хотя список можно увеличить раз в пять. Я начала писать это сочинение, а потом где-то в середине послушала один подкаст, где рассказывалось о том, что люди быстро привыкают к хорошему (arguably too fast!) и принимают все как должное, хотя еще неделю назад и мечтать об этом не могли. Если бы человеку даже 15 лет назад (даже нам самим в нашем отрочестве) сказали, что можно звонить за границу бесплатно, отправлять бесплатно смс любой длины, слушать любую музыку и смотреть бесплатно любые фильмы, и вообще бесконечный список, а особенно в такой стране, как Америке! Женщины могут учиться в университетах, баллотироваться в президенты и носить брюки. А этой свободе всего 100 лет! Здесь есть такой комик Luis C K, и есть скетч, где он рассказывает, как он летел в самолете, и перед взлетом стюард объявляет, что впервые на этих авиалиниях они рады предложить пассажирам скоростной интернет в течение всего полета. Ура, товарищи! Самолет взлетает, сосед рассказчика подключается к интернету. Через 10 минут интернет дает сбои. Сосед начинает материться и ругать авиалинию почем зря. Рассказчик восклицает: "It only took him 10 minutes to become entitled to the priviledge he didn't know about only 10 minutes ago!"

В этом подкасте еще рассказывается, что по итогам сотен экспериментов выходит, что люди вообще любят жаловаться и склонны считать, что их судьбинушка исключительно тяжелая, что остальным живется лучше и проще. Например, опрашивали группы атлетов, и каждая считает, что получить олимпийское золото в их дисциплине существенно сложнее, чем в любой другой.

Какой тут вывод? Надо брать пример с американцев и count your blessings. Не забывать, в каком прекрасном времени мы живем (пишу это, а сама думаю про пластиковые пакеты=) и не давать пластиковым пакетам загораживать вид в прекрасное будущее (снова загородили=) Кстати, в этом же подкасте говорится о том, что люди, уделяющие несколько минут в день тому, чтобы подумать о том, за что они благодарны, чувствуют себя гораздо счастливее. Хотя об этом вы, наверное, уже слышали!

Целую и я очень, очень благодарна за тех, кто сейчас это читает=)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale