Библиотеки (в Америке и вообще)

"What do you mean you don't have a bike"? Я обычно внутренне задаю или этот вопрос, или what do you mean you BOUGHT a book? Особенно если люди живут не в сельской местности (хотя и там есть библиотеки, и не хуже городских; из-за низкой конкуренции со стороны баров-ресторанов библиотеки могут стать центром общественной жизни небольших населенных пунктов). Я не библиолог (есть такое? Спец по библиотекам?)?, поэтому говорю только за Америку, хотя у меня есть подруга, которая со своей первоклашкой-дочкой ходит в минскую библиотеку как на работу, и очень довольна. 

Когда я первый раз наткнулась на блог Mr Money Moustache, у меня было новое, офигенное ощущение, что:

  1. Я не крейзи - вот умный, успешный чувак, который не просто разделяет мои, как мне казалось, неортодоксальные взгляды на машины, велосипед, потребление, подсчеты, оптимизм/пофигизм, но he takes them to the next level. До него я сомневалась во многом (а может, мне все-таки нужна машина? Новая? Ведь это все-таки стыдно, непрестижно и нестатусно, ездить на общественном транспорте.. И даже так: любить ездить на общественном транспорте, ведь это, с какой стороны не посмотри, гораздо эффективнее и makes a lot more sense?) И он такой не один, нас много! 
  2. Я копаю в нужном направлении (поменьше обрастать вещами, потому что в общем и целом, они не приносят счастья и удовлетворения); и у него еще очень много новых (для меня) идей в загашнике о том, как жизнь может стать проще, эффективнее и приносить гораздо больше счастья и удовлетворения, все будет логично и основываться, как он любит говорить, не на страхе, а на статистике. Я как-то на поверхности плавала и не развивала до конца мысль о том, насколько мощный эффект имеют, казалось бы, inconsequential repeated actions на long-term outcomes.
Среди всех его блестящих и profoundly life-changing идей и лайфхаков есть одна, которой даже в более-менее популярном дискурсе не уделяют, как мне кажется, должного внимания, а именно: библиотеки. Среди моих читающих друзей, знакомых и незнакомых никто не упоминает библиотеку как не просто годный, а superior, по моему мнению, способ читать (и не только читать, об этом ниже). 

Я думаю об этом всегда, когда слышу, что кто-то купил книгу (у меня в голове сразу калькулятор и нарощенный процент на 10 лет вперед)  или переезжает,  у него туева куча книг и непонятно, что с ними делать: чаще всего книги и даром никому не нужны, их, как и поношенные вещи, редко берут с охотой, несмотря на то, сколько вы денег в свое время не заплатили за свой Диор и Шанель. There's gotta be a better way, притом way, который мы все знали и любили, но почему-то забыли после выпуска из школы и универа. К своему стыду, в Нешвиле за 3.5 года я так и не дошла до библиотеки, но с лихвой наверстала, когда переехала в Бостон. 

Этот пост - ода библиотекам. Надеюсь, он вдохновит вас check out your local library, где бы вы ни жили. 

Вначале не могу не привести ссылку на этот замечательный пост. Я постараюсь не повторять слово в слово написанное 11 лет назад, но заголовок поста Get Rich With Your Local Public Library не художественное преувеличение. Одалживать книги в библиотеке имеет бесконечный список преимуществ перед покупкой, из которых экономия денег важное и очевидное, но далеко не единственное и, возможно, даже не самое главное для вас. You will get rich in more ways than one. Я постараюсь их перечислить. 
    1. Не знаю, как вас, но до того, как я полностью не окунулась в сокровища библиотек, цена на книги часто останавливала меня, даже если это были недорогие использованные книги (возможно, хорошая опция для тех, кто действительно живет очень далеко от библиотек, и ездить туда ну совсем не по дороге. У MMM совет - переехать поближе к библиотеке;) В итоге я так никогда особо и не читала книги после выпуска из универа. Я перебивалась книгами, которые находила в офисе и одалживала у друзей. Но методично не читала, а список "пазакласнага чытання" рос и рос. С появлением библиотек (или точнее сказать, одной библиотеки - в Сомервиле) в моей жизни я в разы увеличила количество прочитанного. 95% того, что я хочу почитать, есть в библиотеке, и цена на книгу больше не отговорка. То есть вот эти бесконечные, изнуряющие размышления о том, стОит ли предмет $10-12-XX долларов на то, чтобы его изучить, а вдруг не понравится, а будет потом пылиться (я очень чувствительна к тому, что и сколько места занимает в моей квартире), полностью отпадает. Я знаю, что если книга мне не понравится, я ее просто верну, и ни одно дерево и ни один доллар не пострадает. 
    2. Книгу можно заказать онлайн, и ее доставят в твою библиотеку. В моей нынешней библиотеке сервис работает замечательно: я получаю имейл и даже звонок (звонок, кстати, достаточно annoying, как бы это выключить??), и есть неделя, чтобы забрать книгу. Раньше в Сомервиле этот процесс был более хаотичным, но все равно сносным. Меня это опять-таки мотивирует читать, так как в ожидании, пока книгу привезут (а популярные тома приходится ждать недели и месяцы), тебе уже не терпится вгрызться в долгожданный том. На прочтение могут дать всего пару недель (это если на книгу очередь), то есть существует реальный дедлайн, к которому нужно успеть закончить чтение. Купленные же книги у меня лично просто пылятся, так как нет дедлайна. Например, 8-10 книг, которые я приволокла еще из Нешвила, я так и не прочитала, ну может пару страниц-глав. Когда они просто лежат на полке, кажется, что еще успеется, как только досмотрю вот этот сериальчик или дочитаю вот этот вот бложек. 90% одолженных в библиотеке книг я прочитываю от корки до корки.
      1. Еще должна сказать, что очень популярные книги (за мой небольшой читательский опыт это были The Power of Now; Thinking Fast and Slow; True Blood; The Gift) дают совсем ненадолго, и продлять нельзя, так как много желающих в очереди. В принципе, можно продолжать читать, но тогда, по идее, накапливаются небольшие пени (я как-то просрочила на пару месяцев и заплатила пару долларов; однажды эту пеню мне простили, так как в библиотеке не было кассы. То есть судя по всему это зависит от библиотеки). Но должна сказать, что когда я вижу, что у книги такая широкая аудитория, мне еще больше хочется ее почитать, я сразу думаю: "А чего это она такая популярная?" или даже "Вот не зря же она такая популярная, сейчас кааааааак наслажусь!" Конечно, иногда это способствует формированию завышенных ожиданий, которые потом не оправдываются. Я внушаемый человек, возможно, мне лучше подходить к вопросам оценки с clean slate; с другой стороны, почти все книги, подлежащие к прочтению, нам кто-то рекомендует (ну, может, кроме того, что мы не успели прочитать в школе, но там, получается, довлеет тяжесть мирового культурного наследия:) Так что избежать какого-то предварительно сформированного мнения / ожидания, может быть, не получится. 
      2. И еще, когда книгу дают на короткий срок, иногда читаешь впопыхах, особенно если книга трудная, ее нельзя читать много за раз. Для меня это было Thinking Fast and Slow и The Gift. Thinking Fast and Slow я бы хотела перечитать, но кто-то сказал, что она и в медленном виде непростая, поэтому, может быть, довольствуюсь каким-то summary, такие тоже есть, и они даже есть в библиотеках!:)
    3. Сильно облегчается переезд. Книги - самое тяжелое и непонятное бремя, однако не самое дешевое (бросить жалко, везти тоже ломает). Непонятное в том смысле, что у книг есть аура интеллектуальности, какого-то твоего духовного наследия, что ли. То есть если у тебя много книг, ты думающий человек, а если полки, где должны быть книги, пустуют, то ты как бы спадчыну не ценишь. Поэтому всегда есть замешательство, тащить ли тома на новое место, раздать ли по знакомым, продать ли.. В Бостоне вы наверняка видели эти грустные коробки книг, мокнущих под дождем, а ведь там может быть на сотни долларов добра. Библиотека - это наиэлегантнейшее воплощение идеи "передай другому", которая определила экономику XXI века (shared economy). Timeless идея, которая не просто не потеряла актуальность, а распространилась на другие сферы жизни, потому что она такая офигенная (машины, дома, велосипеды, tools - Home Depot & Lowe's...) Совсем недавно подруга переезжала и раздавала стопки книг, и я вновь подумала, что библиотеки - это топик. Кстати, во время переезда книги можно сдать в библиотеки!
    4. В библиотеке полно других сервисов, кроме бумажных книг. Неполный список: аудио- и электронные книги, электронные подписки на газеты и журналы, электронные фильмы и музыка, распечатка, уроки английского для детей и взрослых, уроки компьютерной грамотности, помощь с составлением резюме, заполнением налоговых деклараций и анкет на гражданство и легализацию, всевозможные развлекухи для детей (story time), хорошо оборудованные зоны для работы и учебы (вай-фай, кондиционер). Здесь, конечно, все сильно зависит от района, но нередко (например, там, где я живу сейчас) это маленький центр общественной жизни. Там всегда достаточно людей (я ни разу не приходила в пустующую библиотеку) и от друзей слышала, что в других районах Бостона они еще лучше. В моей библиотеке много мам с детьми, пожилых, работающих на компьютерах, бездомных (или тех, кто выглядит как бездомный), людей разного возраста, которые учатся, работают или читают в зонах, отведенных для этого - там светло, чисто и тихо. Мне кажется, в этом смысле библиотека выполняет важную функцию создания и поддержки того, что называют community: люди должны видеть друг друга и общаться, создавать fabric of the society. Проводя все время дома (в ковид) или работа-дом-работа, мы замыкаемся на ограниченном круге людей (которые, к тому же, скорее всего, похожи на нас), и теряем связь с местом, где живем (и теряем из виду, что не все люди такие же, как мы по доходу, поведению, мировоззрению). Такую роль выполняла (и выполняет) церковь. Много написано о том, что светское общество - не светское, но нишу, которую раньше занимала церковь, никто основательно не заполнил, и не исключено, что часть современных проблем объясняется именно этим пробелом. Социальные сети все-таки не заменили того, чем раньше для районов были церкви. Конечно, библиотеки едва ли могут претендовать на эту роль, но все же это хотя бы что-то, хоть какой-то способ видеть и взаимодействовать с людьми, которые живут в твоем районе.       
    5. Пользуясь услугами библиотек (я намеренно не пишу "посещая": у библиотек много виртуальных услуг, об этом ниже), вы поддерживаете их, ведь они получают финансирование в зависимости от того, насколько активны пользователи. Чтобы поддерживать библиотеки, туда даже не нужно ходить! Все эти подписки на аудиокниги типа Audible по $10-12 вам больше просто не нужны - электронные и аудиокниги можно одалживать в библиотеках. Поэтому меня немного расстраивает (возмущает?) что ни один блог/Ютюб канал, который говорит о пользе чтения (люблю вот этого чувака), который в целом очень sensitive к разнице в доходах его аудитории, никогда не упоминает библиотеки как очевидное решение проблемы "я хочу больше читать, но у меня нет денег на новые книги". Я недавно читала небольшой пост на фейсбуке человека, который работает в библиотеке, он забавно так описывал усилия, которые библиотекари прилагают, чтобы заманивать туда публику (пользование их услугами => финансирование), конечно, это грустно, ведь это такой классный, полезный, во всех смыслах безупречный сервис.  
    6. Отдельно стоит сказать про всеразличные events для взрослых и детей: и обучающие классы (укулеле, столярное мастерство, 3D printing), и встречи с авторами, и лекции, и концерты - это я просто посмотрела на заглавную страницу Boston Public Library. Наша библиотека раз в неделю/месяц в прошлом году подгоняла к зданию фургончик с бесплатным мороженым, чтобы местные собирались и тусили, в целом прилагает много усилий к построению добрососедства и community. Такая себе секулярная полуцерковь. 
    7. В библиотеках немерено возможностей для волонтерства на любой вкус и цвет. Как обычно с волонтерствами, не стоит ждать чудес, это все-таки волонтеры, но хотела упомянуть. 
    8. Одалживание книг, очевидно, гораздо более экологичный способ чтения, чем покупка новых. 
    9. В библиотеках можно одалживать также предметы (лаптопы, hotspot для вай-фая, телескопы и т.д.) 
    10. В них можно бронировать бесплатные или сильно удешевленные билеты в музеи и платные парки. С этим, правда, определенное количество возни (их почти никогда нет на выходные, особенно на ближайшие, время от времени за ними нужно прийти лично и иногда даже вернуть (!!!), то есть нужно сходить в библиотеку дважды за один день; взять билет в один и тот же музей можно только раз в месяц, и другие ограничения). Я нечасто этим пользуюсь, только если приезжает делегация, и можно сэкономить крупную сумму на визите, но в целом ходить в музеи в их бесплатные дни гораздо проще (почти у всех тут есть такие раз в неделю или месяц). 
    11. Если интересующей вас книги в фонде нет, можно попросить ее закупить. В моей библиотеке можно заказать около 15-17 книг (не помню, за какой срок). Одну из заказанных мной книг купили очень быстро, еще две я жду, но мне, конечно же, не к спеху: как и у большинства, список книг для прочтения у меня просто бесконечный. 
    12. Раньше я жила в Сомервиле, который входит в другую сеть библиотек, поэтому их сайт выглядел по-другому (хуже:) Теперь моя библиотека относится к бостонской сети, и сайт гораздо, гораздо лучше. Очень удобно откладывать книги "на потом", получать уведомления, что заказанная книга пришла, продлять и так далее. То есть все не просто бесплатно, но и очень удобно. Я одно время пользовалась Audible, и мне честно больше нравится BPL. 
Критика, или, скорее, возражения, которые я слышу чаще всего:
  1. Покупка книг = поддержка авторов. Контр-аргументы:
    1. Вы все равно набиваете популярность автору, если его книга часто одалживается. Кроме того, библиотека может докупить копии, если на нее все время очередь. Кто-то, услышав от вас о прочитанной вами книге, купит-таки (хотя это немного cheating, для чистоты аргумента не подходит:) В целом, рассказывая о каком-то классном живом авторе, вы ему все равно помогаете. Я не знаю в деталях, как авторы зарабатывают на жизнь, но я думаю, ему поможет, если больше людей его знают и любят. Подозреваю, что если автору нужно сделать выбор между 100 проданными книгами и 10 проданными книгами и 1000 прочитанными, он выберет второе. Возможно, я не права, и еще возможно, что зависит от автора. 
    2. Есть другие способы поддержать авторов, которым это реально нужно и поэтому они об этом просят: Патреон, купить мерч (реальный или виртуальный), просто донат. Можно зайти на сайт или любую соц.сеть автора и посмотреть, указано ли что-то для донатов; сегодня почти всем можно просто написать и спросить. Я так иногда делаю. В крайнем случае, можно купить виртуальную книгу, чтобы не убивать деревья и не отяжелять свои книжные полки, чтобы выразить поддержку.  
    3. Вы же без иллюзий, что не вся цена книги идет в карман автору. Так что в сухом остатке еще неизвестно, что принесет ему большую пользу: покупка собственно книги или ее популяризация вами среди друзей и знакомых.
  2. Я живу далеко от библиотеки / у нее неудобные часы работы. Придется или work around it, или ограничиться электронными материалами. Вы можете ездить на байке, гулять туда (удобно, если библиотека еще и в красивом месте, как у меня сейчас. Раньше была в некрасивом, возле стройки, но думаю, когда стройку закончат, все изменится для ее посетителей). В перспективе переехать ближе, или при выборе жилья учесть, как далеко вы будете от библиотеки.        
  3. Библиотеки - непрестижно, отстойно, для бедных или, как сказала одна сотрудница UPS, где я распечатала страничку за $2, полно sick old people. If this how you feel... Вы можете, опять-таки, ограничиться электронными материалами и никому не говорить, что вы пользуетесь услугами общественной библиотеки, чтобы вас не заподозрили, или подумать, какие внутренние блоки противятся в вас тому, чтобы вас ассоциировали с таким местом, как библиотека, что это за навязанные стереотипы и почему для вас так важно не иметь к ним отношения. 
Ну что ж, надеюсь, было полезно, и кого-то вдохновит на "бей бобра - спасай деревья". 
  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale