Мировое зло №1

Привет, дорогой читатель! По-моему, этот злобный (или злободневный, то есть на злобу дня) пост будет первым в этом году, хотя у меня пылятся 3 заготовки, некоторые из которых несколько добрее. Я запоздало всех поздравляю со всеми праздниками и перехожу сразу к делу=)
Я думала, что посвечу этой теме - машинам - несколько абзацев в следующей заметке об Америке, но так как у меня столько мыслей по этому вопросу, я решила посвятить им отдельное повествование, так как в силу сложившихся обстоятельств я только и думаю обо всей этой вавилонской системе. Вавилонской системе машин.
Два других мировых зла (в голливудском определении, мир = Америка;) о которых я сейчас думаю - это страховки и упаковка.
Живя в Европе, кажется, что машина - это средство передвижения; может роскошь, а может и нет, кому как повезет. Уже в Минске, когда в 2008 у нас появился в хозяйстве Пежо 106 образца 1998 года, стало ясно, что от машины пользы лично мне не больше, чем вреда; вред и резкое падение качества (моей) жизни заключается в том, что любая машина, даже новая, будет сосать из тебя кровь, в виде денег и в виде собственно крови: техосмотры, регистрации, техобслуживание, замена масла, вопрос парковки, уход - всего этого требует даже новая машина, которая на гарантии.
Я знаю, что есть такие люди, мужчины в основном, которых даже прет заниматься этим и постоянно чинить свои и чужие машины. Меня же просто передергивает от слов типа "амортизатор подвески", тросы и ремни, и прочие ужасы. Для меня даже каждый визит на заправку - это стресс (в Минске еще и ценовой; здесь заправиться дешевле, чем пообедать).
Если машина новая, то велик шанс, что в финансировании покупки поучаствовали банки, поэтому каждый месяц нужно отстегивать 200-400 $ на страховку, потому что кредит вам дают под машину, и банк хочет себя обезопасить: заставляет вас страховать залог; теперь в этой цепочке участвуют еще и страховые компании.
Первое, что становится ясно, что машина - очень, очень дорогое удовольствие. Гораздо дороже, чем цена машины (всегда, пока не начинаешь заниматься каким-нибудь вопросом вплотную, кажется, что цена вещи - это то, что ты видишь на ценнике. Ну так вот с машиной, как и с некоторыми другими вещами, это не так).
Вот в этом месте я задумалась и не знаю, как продолжить, чтобы было понятно.
В Европе у тебя машина может быть, а может и нет. Кому-то хочется машину, кому-то нет. Чью-то жизнь она облегчит, чью-то усложнит, кого-то поднимет на новую социальную высоту. Но самое главое, что отличает Европу от Америки: тебе не обязательно иметь машину, чтобы добраться из точки А в точку В и вообще перемещаться в пространстве. Ты свободен выбирать. Нужно просто приехать сюда и понять, до какой степени ты несвободен здесь в передвижении.
Мне это настолько очевидно и настолько непонятно, почему это никого не возмущает: ты полностью здесь зависишь от машины. В одноэтажной Америке ты выходишь из дома, и у тебя один путь - в машину. Вот говорят: Америка - колыбель свободы. И у меня сразу же вопрос: какая же свобода, если вот приехал ты такой угнетенный политический узник-гей из России, и тебе сразу нужно приготовить десятку, чтобы просто иметь возможность до магазина добраться, не говоря уже о работе.
Я вообще в целом не утверждаю, что машины не нужны и что они - абсолютное зло. То есть я может лично считаю, что всем было бы лучше, если бы мы постепенно пересаживались на общественный транспорт и пользовались чаще ногами, но безусловно, есть ситуации, когда машины здорово выручают и без них просто нельзя. Допускаю, что бывают ситуации, когда соединить какую-то горную деревню регулярным автобусным рейсом просто неэкономично (но кстати, выход можно найти и из такой ситуации: жители отдаленных деревень в Италии (не помню, в каком регионе) в интернете выбирают нужные им маршруты и их регулярность. Типа, на следующей неделе хотим в магазин, заедьте за нами во столько-то).
Смысл в том, что я возмущена до глубины души тем, что у человека здесь просто нет выбора. Ты должен платить за возможность передвигаться. И это, кстати, по-моему, одна из таких очевидных мне причин глубокого социального водораздела в американском обществе.
Тут часто говорят о бездомных, о том, что вот мол всякие наркоты шатаются по улицам (причем в Штатах очень выраженное зонирование: некоторые районы четко богатые, некоторые - четко бедные, причем разделение не плавное, а резкое: путь, который я ежедневно проделываю, как раз очень характерный в этом смысле: сперва достаточно благополучный офисный район, потом супер-пафосный Gulch
(как-нибудь потом напишу, что в американском понимании означает "классный район"... Тебе все про него говорят, ты ждешь чего-то феноменального, а выясняется, что это 200 метров приукрашенного тротуара, 5 магазинов и 5 ресторанов. Я так несколько раз уже обламывалась в Хартфорде в Коннектикуте; когда я говорила, что вот мол здесь нефиг делать, это и не город совсем, мне говорили: не, ну как же, вот у нас есть такой классный РАЙОН.. Ты такой весь в предвкушении чешешь туда (=едешь), а там метр на метр 3 улицы, 7 ресторанов и пару супер дорогих магазинов, продающих какую-нибудь мимимишную фигню втридорога). Вот и все. Если ты делаешь шаг дальше, за пределы этого "супер классного района", то дальше твоя судьба зависит от твоей удачливости. Если не повезет, можно попасть в очень плохой черный район, ну как раз как в этом Gulch: рядок дорогих ресторанов, магазинов и гриль-баров, а потом - ряды социальных блочных домов (ужасный, ужасный декаденс, по американским меркам - жить в блочных домах. Ниже опустится просто нельзя), 
И вот там, в этом районе, у которого репутация бедного и неблагополучного и криминального (5 раз из 10, когда я проезжаю мимо, где-то рядом стоит машина с мигалками), можно как раз увидеть много пешеходов; это особенно сильно бросается в глаза, потому что в большинстве случаев ты едешь по улицам и ВООБЩЕ не видишь людей. Это то, что так сильно режет глаз, когда только приезжаешь в Штаты: пустые улицы. В том смысле, что без пешеходов. Конечно, есть вот те самые типа клевые улочки (метр на метр) ну просто пару метров тротуара, где люди есть: это они вышли из ресторана и идут к своей машине. Или из бара в бар. А так нет, на улицах - хоть шаром покати - пусто.
Так вот, когда проезжаешь мимо этого бедного, неблагополучного района (или других плохих бедных районов), там как раз можно увидеть людей. Праздношатающихся, конечно; они не идут на работу или по делам, потому что дел у них нет. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде отношения к ним, ну и т.к. делать им нефиг, а ношение оружия разрешено, то чего ждать от них, кроме криминала; и как бы громко тут не рассуждали о социальном равенстве, о том, что с этим всем надо бороться, в именно: этим людям нужно дать возможности (обучаться, получить опыт первой работы, чтобы они могли примкнуть к рядам экономически активного населения, ведь здесь, если у тебя есть в личном деле эпизоды баловства нарпесиками, шоплифтинга (мелкого воровства в магазинах) или чего-то похожего, то, поскольку здесь широчайшим образом практикуют background check,  то можно сказать, что они обречены, и работу себе никогда не найдут: замкнутый порочный круг: один раз попался на чем-нибудь, это до конца дней твоих будет вылезать в твоем личном деле, если только ты не наймешь адвоката, который поможет тебе это "стереть" по истечении срока давности (да-да, оно само и через 10 лет никуда не улетучится), но только мы же говорим о самых бедных слоях американского общества).
Так вот, говорят о том, что этим несчастным надо дать доступ к образованию, к здравоохранению, к первой работе, чтобы они могли получить хоть какой-то опыт, чему-то научиться и уйти, наконец, с улиц. Все это очень хорошо и классно, но у меня вопрос: как они попадут на работу, физически? Как они это сделают? Где взять:
(1) деньги на подержанную машину? Ну даже тысячу, даже если вы возьмете самый разваленный корж, эту тысячу же тоже надо где-то взять?
(2) регистрацию - стоит около 150 долларов
(3) в большинстве штатов подержанная машина перед регистрацией (т.е. получением номеров) дожна пройти тест на выхлопы, что-то вроде нашего техосмотра. Машина, которая досталась мне, не самая старая и не самая дешевая, все еще не прошла этот самый тест. На сегодняшний момент суммарная стоимость всех "мелких" починок, которые пришлось произвести, чтобы пройти этот тест, - около 1300 баксов. Думаю, вы сами додумались, что если машина стоит тысячу, то вероятность того, что она успешно пройдет тест на эмиссии с первого раза, стремительно снижается.
(4) у тебя должны быть права. Как их получить? Ты должен по интернету записаться на экзамен, сперва теорию, потом вождение.
4а) мы говорим сейчас о самых бедных людях. Возможно, у них нет компьютера и интернета, чтобы записаться на тест (вай фай дома - около 80 баксов в месяц). Можно конечно пойти с ноутом или телефоном в кафе (если тебе повезло и такое кафе находится прямо перед домом), но мы говорим о людях, которые, возможно, только-только освободились от наркотической зависимости или в ремиссии после алкоголизма, ну или просто очень бедные, и ни телефона, ни ноута у них нет. Вы думаете, что в Америке это уже давно есть у всех? Сильно ошибаетесь; тут даже такая известная благотворительная программа есть (по-моему, спонсируется Apple), 1 kid - 1 laptop, или как-то так.
Во всех американских библиотеках (бесплатных) есть интернет. Но туда нужно как-то попасть!!!! А мы говорим о ситуации, когда у тебя нет машины.
Ты в ловушке.
Можно было бы туда просто сходить... Если бы туда ходили автобусы! Проблема.
4б) То же и с самим экзаменом: для подготовки к нему тебе нужны материалы: книга и желательно тренировочные тесты. Все это возможно, если у тебя есть компьютер с интернетом, ну или ты все-таки доехал (подвезли, пешком полтора часа телепался по проезжей части) до центра, где выдают права и принимают экзамены, и взял у них бумажный экземпляр ПДД.
4в) непосредственно экзамен по вождению. В Америке нет курсов, как у нас. Если ты хочешь, то можешь нанять тренера (50 баксов в час, и это только тренер - машина должна быть своя), он тебя научит водить, но учитывая реалии, дети умеют водить уже в 14 лет и разбираются в правилах дорожного движения (что само по себе не плохо), поэтому острой необходимости учить взрослых людей, как у нас, пользоваться ключом зажигания, нет. Ты просто по интернету выбираешь себе время экзамена, приезжаешь в назначенный день (см. пункт ниже; опять же интересно, что на экзамен тебя должен кто-то привезти, ведь прав у тебя еще нет, и водить ты не имеешь права) и сдаешь.
4г) Экзамен ты тоже сдаешь на своей машине, на минуточку. Она не обязательно должна быть твоя собственная, но крутись как хочешь, хоть напрокат бери, но машину для сдачи экзамена по вождению тебе не предоставляют. Как, скажите мне, сделать это человеку, предмету нашего настоящего исследования?
Ну предположим, что ты смог преодолеть все эти трудности (у тебя есть верный друг или покровитель, у которого есть машина и который не работает и имеет возможность возить тебя в центр сдачи в будни и ждать тебя там пару часов, пока ты управишься со своими делами - сами понимаете, насколько "вероятна" такая ситуация) и получил права.
5) Машину нужно обязательно застраховать, а то если чего, то мало не покажется. В Америке все платно, и ценник на все очень внушительный. Я не говорю даже про такие ужасы, как аварии (любой водитель знает, что от них никто не застрахован: погодные условия, плохая видимость, отвел на секунду взгляд в сторону, не услышал из-за радио рева сирены полицейской - с кем не бывает; опять же, виновником можешь быть не ты, но расхлебывать на практике приходится обоим. Почему - объясню подробнее ниже). Тут попасть на деньги можно по миллиону причин: если тебя эвакуировали за парковку в неположенном месте, то вернуть машину обойдется в 100-150 долларов (нужно оплатить эвакуатор); если машина по каким-то причинам стала на дороге, то дотащить ее до ближайшего СТО - 100-150 баксов. А это может случиться с любой, даже не старой машиной. Поэтому в месяц, при условии абсолютно чистого билета без нарушений, придется выкладывать 100-150 баксов, и это практически базовая страховка, минимальное покрытие. Как и везде, парни до 20-25 лет, да еще с 1-2 тикетами (записями в талоне), могут платить и все 400, особенно если машина куплена в кредит: банк на новые машины требует очень высокого покрытия. Интересно, что при наступлении страхового случая эта страховка оказывается чуть ли не бесполезной; объясню как-нибудь потом, почему.

Ну ладно, предположим, что тебе, безработному, необразованному бывшему наркоту, удалось-таки купить себе какое-то средство передвижения, чтобы добраться на твою предполагаемую первую работу, ты получил права, прошел тест на эмиссии, зарегистрировался.

Дальше - машину нужно заправлять (хоть это и дешево, но не бесплатно).

Ее нужно парковать. Парковка часто платная. Часто это сделать негде, и на поиски места для парковки иногда уходит куча времени, как и сама парковка. Столько, что меня просто переполняет бес, когда я попадаю в такие ситуации. Вчера: я ехала волонтерить в музей. Приехала за 5 минут до начала смены. На парковку (огромную парковку, кстати) - километровая очередь. И это при том, что я знаю, что для сотрудников и волонтеров зарезервированы места. И вот я уже приехала в музей, вот он прямо передо мной, я хочу туда зайти, НО Я НЕ МОГУ!!!! Мне ведь еще надо припарковать гребаную машину, и я еще в лучшем положении, чем остальные: у меня хотя бы место есть (остальных желающих посетить музей просто разворачивают искать другое место; ах да, и за нее еще тоже нужно отдельно платить: вы платите не только за вход, но и за парковочку будьте любезны. В некоторых городах (Бостон, Атланта) к недешевым билетам добавляйте 10-15 баксов за парковку у музея). Итак, я стою в очереди 10 минут, наконец паркуюсь. Но я все еще не могу мчаться исполнять свой гражданский долг: сперва я должна пойти к автоматику, распечатать билетик, вернуться к машинке, положить билетик под лобовое стекло. В итоге - 20 минут жизни потеряно. И в эти 20 минут я не могу смотреть котиков по ютюбу, потому что я все-таки управляю источником повышенной опасности (так на моих курсах по вождению называли автомобили), и нужно следить, чтобы никому в зад не вписаться.

Нужно менять масло. Ну про обслуживание я просто молчу: для расходов на ремонт sky is the limit.

Ну в общем и целом, моя мысль такова: о каком равенстве и свободе можно говорить, если у людей здесь нет самой базовой свободы - свободы передвижения? И есть пласт людей, которым преодолеть этот барьер без общественного транспорта просто не под силу, по причинам, которые я описала выше. Даже если на наркота в один прекрасный день снизойдет озарение, он проснется с желанием стать новым человеком, пойти мыть посуду и честно зарабатывать себе на жизнь, он быстро поймет, что .. он не может ПОЙТИ мыть посуду. Ему для этого нужна машина. А машины у него нет. Он выходит из своей социальной квартиры и продолжает заниматься тем, чем и вчера - шататься бесцельно по улицам, ну туда, куда он может дойти. По-английски это называется loitering: подпирание стен.

Еще не забываем, что машины загрязняют окружающую среду, я про это даже начинать не хочу. Для американцев, даже умных и образованных, которых я по всем остальным критериям считаю умными и соображающими, совершенно нормально из одного места в другое место ехать на 3-4 разных машинах. Ну допустим вы после работы собрались выпить пива. Вы туда не поедете все вместе на одной тачке, нет! Вы поедете туда каждый на своей. Во-первых, не обязательно, что им придет в голову разделить машину (зачем???) Во-вторых, а как же вы потом попадете домой? Никак. Поэтому даже в ситуации, когда потенциально можно было бы обойтись одной машиной вместо пяти, приходится ехать на пяти.

Ну даже если допустим ваш коллега пообещает отвезти в бар, а потом домой.. А как же вы утром попадете на работу? Замкнутый круг.

Вы спросите, есть ли здесь вообще общественный транспорт. До 1941 года в Нешвиле была довольно развитая трамвайная сеть, но она пришла в упадок, и ее закрыли.

Можно долго спорить и думать, почему так, почему же никто этого не видит, или не хочет видеть. Того, что ты реально вот узник и пленник своей машины. Вся твоя жизнь по сути завязана на ней. Иногда мне совершенно справедливо кажется, что в Америке фактически проще прожить без ног, чем без машины.

Даже если она у тебя есть, это еще не все. Допустим, она у тебя сломалась. Ты отвозишь ее до работы в ремонт (в Америке все открывается очень рано, в 7 или раньше, мне это очень нравится). Ну а дальше-то что? Как ты попадешь на работу? Ведь ремонт иногда может занять и 2 недели, если нужно заказывать запчасти. Что тебе делать в такой ситуации?

Если это день, то друг или кто-то должен тебя выцепить с СТО и отвезти на работу, а потом домой, а назавтра - обратно на СТО, чтобы ты мог свою тачку забрать. Ну а если она остается там на несколько дней, то либо ты становишься придатком чьей-то еще машины, либо придется брать машину напрокат. Стоит от 50 долларов в день.

Ответы на многие вопросы, конечно, можно найти в истории Америки. В отличие от Европы, главным потрясением 20 века здесь была Великая Депрессия, после чего наблюдался практически непрерывный экономический рост (по иронии, Вторая мировая как раз-таки и послужила толчком к небывалому росту благосостояния в 50-60е). Европа тоже оправилась, и прямым следствием роста благосостояния стало то, что семьи стали обзаводиться машинами. Но какая же радость, какое же счастье, что Европа в какой-то момент поняла: машины загрязняют воздух и занимают много места (кстати, возможно в этом еще одна причина того, что Европа и Америка пошли разными путями: места в Америке хоть отбавляй, поэтому они могут расширять и расширять дороги, строить гигантские паркинги возле гигантских же суперов). К счастью для нас, в Европе каждый квадратный метр на вес золота, и средневековые города не рассчитаны на многополосные потоки машин. Поэтому экстенсивный путь развития транспортного сообщения (расширение дорог вширь или ввысь) точно не был выходом. Не буду тут долго писать о том, что можно почитать в гораздо более интересных статьях, написанных экспертами в этом вопросе, но результатом стало то, что Европа медленно, но верно стала пересаживать людей на общественный транспорт.
Разумеется, нельзя просто взять и забрать у людей машины (возможность с комфортом, удобством и надежностью передвигаться), нужно предложить им взамен широкие тротуары, надежный, чистый общественный транспорт, которым будет приятно пользоваться. Поэтому в Европе на поездах ездят даже европарламентеры и мэры, и в отличие от Америки, у автобусов нет такой ужасной репутации.

Каждый раз, когда я заикаюсь здесь о том, что хочу ездить на автобусе, люди (образованные, адекватные во всем, кроме этого...) выкатывают глаза и с ужасом восклицают: "ААА автобусы!!! Нет-нет, здесь мы тебе очень не советуем садиться на автобус, они здесь просто ужасные!" Вот что в вашем понимании "ужасный автобус"? Старый, разваленный, когда в салоне воняет соляркой? С грязными сиденьями?

Здесь автобусы новые, чистые, кондиционированные, всегда пустые, с широкими сиденьями. Почему же говорят, что они ужасные? Потому, что 1-2 пассажира, которые будут в салоне вместе с вами - все те люди, о которых я писала выше. Наркоманы, бездомные, безработные и сумасшедшие. Очень-очень редко автобусами здесь пользуется кто-то еще. Ну кому-то повезло жить прямо по линии, остановка рядом с домом и он идет до работы, и если у человека нету предрассудков (повторюсь: я просто поражена отношением большинства людей к общественному транспорту, который абсолютно нормальный по техническим характеристикам; даже больше - вообще офигенный автобус, нам бы такие! Просто из-за того, что принято считать, что на автобусах ездят только бездомные, пьяницы, наркоты, люди, у которых за что-то отобрали права*... , пользоваться жалким общественным транспортом здесь хуже, чем непрестижно (у нас это просто непрестижно. Здесь это вызывает недоумение).

Еще интересная деталь: те несколько автобусных линий, которые здесь есть, имеют несколько особенностей:
1) в час пик (утром) они ходят раз в час. Ну чтобы не мешать людям ехать на работу. Кроме того, уже понятно, да, что автобусами нормальные люди (т.е. с работой) не пользуются, так зачем пускать больше?
В моем случае добраться на работу на машине занимает 10 минут. Если бы я хотела воспользоваться автобусом, на это уходило бы 40 минут (20 из которых - езда, и еще 20 минут идти пешком вдоль несимпатичной дороги, половина из которой - дорожные работы, т.е. пробираться через строительные леса. Сомнительное удовольствие даже для меня). Но самое классное в том, что единственный автобус, на котором я могу поехать, чтобы не опоздать на работу, отправляется в 6.40. Тогда на работе я буду в 7.20, при том, что мой рабочий день начинается в 8. То есть я могу биться за идею и выходить в 6.40 (с риском, что водитель меня не заметит и проедет мимо) или спокойно выходить в 7.50, зная, что я приеду вовремя и без сюрпризов (мне повезло, дорога относительно спокойная и без пробок).
2) после часа пик (после 10 утра) автобусы начинают ходить раз в 30 минут. Т.к. считается, что ими пользуются только бездельники, то вот после 10 утра они могут добираться по своим цыганским делам.
3) автобусы останавливаются не на каждой остановке, а по требованию, или если видят пассажира на остановке. По разным причинам водитель может тебя не заметить. И тогда автобуса ты будешь ждать еще час.

Автобусы, кстати, не дешевые. И если водитель тебя не заметил, пожаловаться особо некуда - сервис просто отвратительный. За 2 месяца я воспользовалась автобусом 1 раз. Ждала час, потому что один из автобусов в расписании не пришел. Я спросила у водителя, что за фигня, где автобус. Она посмотрела так на меня, типа, блин, ну хочешь, позвони в кастомер сервис.. Представляю этот диалог: чуваки, у вас по расписанию должен был быть автобус в 10.30, я его ждала час, он не пришел. - Мэм, автобус пришел вовремя, у меня есть отметка водителя. Разговор на этом закончился бы.

Ну в общем я про это могу говорить бесконечно... Сейчас тут какие-то активисты пытаются расширить сеть общественного транспорта и строят AMP, типа высокотехнологичные трамваи. Всего пару новых линий, причем многие считают, что они выбрали очень неудачные маршрут, соединяющий бедный район с очень богатым.

Я просто поразилась, когда узнала, что противников (причем ярых; они у себя на газонах выставляют плакаты Stop AMP!) тут чуть ли не больше, чем сторонников (вернее, не так: есть противники, сторонники и пофигисты. Последних большинство, но противников очень много). Официальная причина недовольства: будет меньше места для машин. Настоящая причина: жители богатых районов, как и все остальные люди, ассоциируют общественный транспорт с криминогенными элементами американского общества. БЕЗ общественного транспорта эти люди в их благополучные районы просто не доберутся.

Вот вам и социальная лестница: звезды не просто ездят в метро. В Америке бедные физически отделены от богатых; т.е. физически не могут до них добраться.

Ну я подписала на сайте петицию в поддержку АМР (можете погуглить, АМР Нешвил), оказывается, у них ушло 2 месяца на то, чтобы собрать всего 2000 подписей! В городе с 600 тысяч жителей (и полтора миллиона - метрополия...) Я в шоке немного от этого. Завтра схожу на встречу сторонников, послушаю хоть, что по этому поводу думают аборигены. Главный чувак всего этого строительства и инициативы - исполнительный директор очень большого местного госпиталя. Так что я прямо жду с нетерпением и любопытством. У меня большие надежды.

На их странице в фейсбуке постят и сторонники, и противники, и я вам очень советую почитать, что пишут противники. У меня просто глаза на лоб лезут. Аргументы против: это вытолкнет из бизнеса местные транспортные компании (даже Зак сказал, о каких таких компаниях они говорят? Если не считать такси, то их тут попросту нет!). Кстати, у американцев, в отличие от нас, всегда очень сильный аргумент и аспект - как это повлияет на местные бизнесы (так тут называются компании). Типа, если туда будет ходить транспорт, люди будут туда чаще ездить, и им это принесет пользу. Другие говорят, типа, люди, которые будут пользоваться транспортом, это элементы, которых никто в свою песочницу пускать не хочет, поэтому это приведет к маргинализации приличных районов, а нам это не надо.

Еще аргумент: это отбросит Нешвил на 100 лет назад.

Я в шоке и ужасе. Я с годами становлюсь все более и более спокойной и терпимой, не машу руками и не брызжу слюной. Но тут мне реально трудно сдержаться. Даже не поленилась и понаписывала там комментариев, чего обычно не делаю.

Я отдаю также отчет, что по большому счету, это не вина каждого отдельного американца, что они придерживают такой системы взглядов и такой точки зрения, потому что они в этом выросли, в этом же выросли их родители, дедушки с бабушками и все их окружения. Так, как для меня естественно и очевидно про автобусы, так и для них очевидно про машины. Они просто не понимают, а в чем же проблема-то? Ну и что, что мы не ходим (это еще один аспект этой инферналии: пресловутый сидячий образ жизни; тут многие бегают, как заведенные, а пересесть на автобус никому и в голову не придет).. Когда десятилетиями ты и все в твоем окружении жили так, и это является нормой, переломить сознание тяжело или практически невозможно; на эту тему в институциональной экономике кстати очень много исследований: коллективные привычки ломать - самое сложное; куча побочных эффектов, куча подводных камней.

Еще мне кажется иногда, что в Америке (ну или в мире, ну или это синонимы в данном контексте) есть какой-то синдикат, какая-то корпорация монстров, которая сидит и сверху на все это смотрит, и управляет нами в том смысле, который описан в Brave New World. Я не хочу пересказывать эту удивительную, сознание-переламывающую книгу (в том смысле, что у меня холодок по коже от того, насколько точно описана наша сегодняшняя действительность, и когда перебираешь и смакуешь детали этой книги, становится жутковато от того, как все верно было предсказано, включая мотивы). Ну например: кому польза от того, если вы будете проводить свой досуг гуляя в парке? Вы ничего не потребляете во время таких прогулок. Другое дело - пересадить вас на карты, или заставить играть в пейнтбол. Нужно поехать туда, купить оборудование, заплатить за вход, до, во время и после вы, возможно, будете пить и есть. Таким образом, развлекаясь и проводя свой досуг за игрой в пейнтбол, вы приносите пользу обществу: потребляете (стимулируете производство), создаете рабочие места. Экономика спроса, по Кейнсу (интересно, кстати, Хаксли и Кейнс - они вообще знали друг о друге? Связаны ли как-то между собой?)
Так и здесь. Ну сколько можно заработать на пассажире автобуса? Ну максимум он купит билет, елси не поедет зайцем.
На противоположном конце спектра - водитель атвомобиля! Производители атвомобилей, запчастей, все сателлитные производства и сервисы; банки, выдающие кредиты; страховые компании, выписывающие страховки; маркетинговые отделы всех этих контор - сами видите, какой нехилый двигатель запускается, если пересадить населения на машины. Поэтому, если синдикат или корпорация монстров, которая задает правила игры, действительно существуют, то гораздо легче понять, почему общественный транспорт здесь в зародышевом или затухающем состоянии, и почему попытки что-то изменить сталкиваются с такими сложностями. Ну просто потому, что это экономически невыгодно. Даже не так: это МАКРОэкономически не выгодно, хотя безусловно МИКРОэкономически выгодно. Проще говоря: это выгодно мне и тебе (и окружающей среде), но это не выгодно американской  (мировой) экономике в целом. Потому что люди должны покупать машины, брать кредиты, оплачивать страховки, возить машины в ремонт. И этой корпорации монстров, наверное, это нужно. Вот такой мировой заговор.

Еще замечание: есть пару городов, по пальцам пересчитать, где все как у людей: Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско. Ответ на вопрос, почему так, не является предметом сегодняшнего опуса (тут опять же наверное много причин: эмигрантское наследие, ограниченность места: как только городу некуда расти, наступают на горло автомобилям, и т.п.), но так вышло, что первые большие города, которые я тут посетила, были из списка выше. Поэтому я думала, что швах с общественным транспортом тут только в деревнях. Оказалось, что нет! Гигантские конгломераты типа Феникса, Остина, Хьюстона, Лос-Анджелеса точно такие же в этом смысле, как деревня в Коннектикуте.

И еще замечание: в Теннеси и в Америке вообще очень остро стоит проблема пьяного вождения, когда люди садятся за руль выпившими. По-моему, только дураку не очевидно, почему. Ну а как тебе еще попасть домой из бара? Такси? Только если ты живешь в центре, что позволить себе могут очень немногие. Мы недавно жили в 25 минутах езды от центра, такси - 50 долларов. Ответ на вопрос лежит на поверхности; просто смешно наблюдать за лицемерным упорством и полумерами борьбы с DUI (даже полумерами их назвать язык не поворачивается, если честно).

Например такое придумали: когда вы идете с друзьями тусоваться, договоритесь, кто среди вас будет везти вас домой в этот вечер (designated driver это называется), объясните бармену, что вы дезигнейтед драйвер в своей компании, и он вам будет бесплатно наливать безалкогольные коктейли; это не закон такой, но это типа такой жест доброй воли, типа все счастливы, что все типа такие послушные и хорошие. Тьфу, честное слово. Почему бы всей компании, всем вместе не дать счастливо не оторваться по-питерски, а потом не обезобразить сиденья ночного автобуса по дороге домой?

Шутка, но смысл в том, что это все очень лицемерно, по-моему. Дай человеку альтернативный доступный вариант, как безопасно добраться до дома, а не полагайся на его силу воли и на то, что он сможет противостоять уговорам пьяных друзей "выпей с нами". И вообще, а может, ему хочется выпить? Почему он должен отказывать себе в этом удовольствии? Потому, что в Америке нет свободы передвижения - вот почему.

Про DUI / Driving Under Influence в ПДД отдельная глава. А всего-то делов - пустите автобусы! Очень мало кто может себе позволить 50 долларов за такси до дома (по иронии судьбы, те, кто могут себе это позволить, и живут-то недалеко).

В общем, всем пис. Кстати, этот АМР трамвай, кажется, все-таки будут строить. А еще тут иногда можно увидеть велосипедистов, что дает мне надежду на то, что есть здесь люди, которые хотят того же.. Жалко только (и в институциональной экономике утверждается это же самое; я ее люблю за то, что она объясняет абсолютно все), что обычно изменения продвигают или сторонники, или противники, но обязательно ЯРЫЕ. Если ты не ярый, то скорее всего, твой best bet - поддерживать пассивно, а не тратить свое внерабочее время на петиции и встречи с группами влияния, чтобы протолкнуть строительство новой трамвайной линии.

Ну опять же. Жалко. Но что-то с этим надо делать. Иногда, когда я про все это думаю в комплексе, кажется, что это невозможно. И мне часто в голову приходит фраза "А король-то голый": люди, ну как же вы не видите очевидного?

А может, просто на все нужно время и кропотливая работа энтузиастов.

Ну и последнее: американцы могут сказать: не нравится - вали туда, где есть автобусы. И будут правы!

И еще последнее: я тут не касаюсь таких очевидных вещей, как трафик, загрязнение окружающей среды (не только выхлопы, но и заправки, производства, связанные с поддержанием машин, масла всякие, переработка (которая тут вообще отсутствует) отработанных деталей..), и сидячий, сидячий в самом ужасном понимании этого выражения, образ жизни. Я вот вообще не бываю на улице: из дома - в машину и обратно. И не хожу, соответственно. Побегала, как белочка в колесе, на тренажере - вот и вся моя физическая активность.

*Кстати, здесь даже если у тебя отбирают права по какой-то некритической причине (ну допустим если ты не сбил насмерть человека, а накопил слишком много тикетов за превышение скорости), тебе выдадут специальное разрешение на вождение, чтобы ты имел возможность ездить на учебу, работу и в церковь, вот так-то. На разрешении будет указано, куда ты можешь по нему ездить, строго по этому маршруту. То есть люди, которые регулярно нарушают правила и бухают за рулем, могут продолжать ездить на службу, потому что иначе они туда не доберутся. Пересадить их на автобус никому в голову не приходит. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale