Трудоустройство

Хотелось бы открыть эту дискуссию со слов "читатели часто интересуются"... Пожалуй, так и сделаю, мой блог все-таки, что хочу, то и ворочу=)

Сперва изложу теорию трудоустройства, которая, как я думаю, отличается от страны к стране, от того, ищете ли вы работу находясь там, где планируете работать, или издалека, от того, в какой сфере работаете и насколько вы бесценны и уникальны. Последняя группа, думаю, в данный момент на пороге открытия лекарства от рака и никогда не будет заниматься такой фигней, как чтением дурацких блогов=) Здесь я не буду касаться ситуаций, когда вы программист, который говорит только по-венгрски. Вас все равно найдут немецкие хедхантеры, обучат немецкому за свой счет и перевезут в Гамбург в офис с ковриками для йоги, кофе-машиной и бесплатными органическими снеками и окнами от пола до потолка. Ну а после (или во время) поделюсь своим опытом. 

Самый дельный вариант: стать программистом. Это вполне реально, но сейчас не об этом. Я сама пока этого не пробовала, но как и у любого нормального человека, это у меня в планах на 2-5-7 лет, научиться писать какой-нибудь код. Этим вы застолбите себе место под солнцем на рынке труда, но будьте готовы переучиться через 5-7 лет. У нас в БГУ был очень старенький профессор экономической истории, спорная личность (многие считали, что у него старческий маразм), но мне он всегда нравился. Он говорил, что мы должны усвоить, что нам на своем веку придется переучиваться радикально 2-3 раза минимум, если мы планируем сидеть и ныть, "почему я не могу продолжать работать Х, почему за это так мало платят". Это все равно, что задаваться вопросом, почему есть гравитация и почему люди не летают, как птицы. Один человек раз в сто лет так заморочиться вторым вопросом, что изобретет самолет. Если вы не чувствуете в себе сил изобрести самолет или побороть силу гравитации, примите как данность, что ваши навыки устарели и обесценились и идите приобретайте новые, пока не поздно. 

Причина, по которой я таким поучающим тоном об этом пишу: я немало вижу людей в окружении (в том числе на работе, где в мои обязанности входит найм), которые жалуются на низкую ЗП. Те, кто получают ЗП повыше, идут в бизнес-школы, переучиваются на кодировщиков из музыкантов, берут классы по бухучету, короче, шевелятся, и в итоге получают желаемое. 

Короче, отклонилась я от темы. В теории, работу можно получить по объявлению с улицы и по знакомству (счастливый случай я отнесу к знакомствам, хотя опять-таки.. Всякий "счастливый случай" нужно довести до ума, потому что немало примеров, когда человеку на ложечке ко рту поднесли и требовалось просто прийти на интервью вовремя или прислать какую-то бумажку в течение двух дней. А он взял и прислал на третий). 

В Беларуси у меня было немножко знакомств и немножко объявлений с преобладанием последнего, хотя моя "профессиональная" карьера там была недолгой: несколько практик в банках и официальное трудоустройство в "Парекс Лизинг" и "Белагропромбанке". Я ходила на интервью в Ernst & Young, которое было очень позорным. Разумеется, меня не взяли. 

Я ко всем новым вещам в жизни, особенно в последнее время, подхожу основательно в том смысле, что я сперва стараюсь прочитать как можно больше, и просто гуглю фигню типа "как пройти интервью", "стратегии по поиску работы", "как написать хорошее резюме". 90% материала повторяется, 70% вы уже знаете, с 50% вы несогласны (типа "звоните в компанию, пока они не запомнят ваше имя и достаньте их так, что они будут вынуждены вас взять"). Но уже на этом этапе проявляется ваше упорство (тут есть такое слово grit.  True grit). Никто не обещал, что будет легко. Все это трудозатратно, занудно, и, как мне кажется, несколько противно восточноевропейской натуре (а может быть, и человеческой натуре в целом): продавать себя и выставлять себя в лучшем свете. Опять-таки, лучше сразу понять, что это игра, и у нее есть правила. Ты либо играешь в нее по правилам, либо в игру тебя не возьмут. Правила таковы: ты будешь отвечать на миллион одинаковых вопросов, заполнять миллионы одинаковых анкет, на одну анкету иногда уходит 2-3 часа, и таких нужно заполнить 50-70-100. Тебе придет 5-7 ответов, из ни 2-3 закончатся интервью, и, если повезет, получишь 1-2 предложения работы. Если сразу принять это и приняться за игру с азартом, мне кажется, это задаст правильный настрой и успех не заставит себя ждать. 

Так это было в моем случае в Нешвильске, но я снова забегаю вперед.

В Беларуси мне на глаза попалось объявление о конкурсе стипендий "Парекс-Лизинг", я его выиграла, и они сами предложили мне поработать у них, что было офигенно, потому что работа на неполную ставку, да еще и для студента на дневном, да еще и за деньги, да еще и по прямой специальности в Минске - это что-то нереальное. Я была очень рада и, надо сказать, узнала много нового и полезного. На третьем курсе все новое и полезное;) 

В Приорбанк и Беларусьбанк на практики меня взяли по знакомству. В Агру - комбинация знакомства и настоящего интервью, которое, помнится мне, было ужасным: присутствовало человек 5-6, я опоздала (так как приехала на машине), объелась перед этим шоколадных глазированных сырков и не очень хорошо себя чувствовала и знала ответы примерно на 45% вопросов. Зато я хорошо болтала по-английски, что меня, пожалуй, и спасло (интервью было на английском, так как это был международный отдел). Неважно. 

Fast forward полтора года, когда я начала искать работу в Венгрии. Мы с Юлей Зинчик ходили на все career fairs, которые устраивают дважды в год при крупных универах (наш был самым крупным;) чтобы удостовериться, что 90% работ нам не подходит, потому что мы не говорим по-венгерски. Поэтому мы сосредоточились на 10% оставшихся. Выбор был невелик, зато чаще всего это однотипные работы в сервис-центрах крупных компаний типа Nokia, General Electric, Siemens, etc. Все наши знакомые работали в них, все иностранцы друг друга знали, и это была одна большая тусовка. Такова особенность (на мой ограниченный взгляд) рынка труда Венгрии для экспатов, хотя стопудово есть те же программисты и  execs, которых привозят из Англии с огромной relocation assistance. Но мы не о них сейчас. 

В общем, плюсом было то, что требования для стартовой работы в крупной международной компании были довольно базовыми: твой родной язык (так как берут обслуживать определенный рынок, и к счастью, обслуживать нужно все рынки, даже сербский, словенский, хорватский прокатят, если есть вакансии, что уж говорить о русском!), английский и диплом. Меня пригласили только на два интервью (первую вакансию я, если не ошибаюсь, нашла в интернете, о второй мне рассказал знакомый, но она была на сайте, просто я не знала о компании Diageo и мне никогда не пришло бы в голову загуглить ее в поиск). Еще ходила на интервью в рекрутинговое агентство Hayes, но это ничем не закончилось, или, может быть, это они меня попытались разместить в General Electric..  Точно не помню. Их я тоже нашла в интернете (Hayes). 

Тут мини-вставочка: искать работу "в интернете" можно миллионом разных способов. Наверное, можно разделить их на три базовых:
  1. Job boards: сайты, где представлены списки вакансий от самых разных компаний. Хороший способ и именно так я нашла свою нынешнюю работу. Плюс в том, что.... ну, это список, и сразу много вариантов, только подавай! 
  2. Career sections на сайтах компаний. То есть компания по ряду причин (скорее всего, потому что она забыла или она и так большая=) может не постить свои вакансии на job boards, а только у себя на сайте. Минус в том, что нужно знать конкретно название компании. Например, откуда тебе знать, какие компании есть в конкретном городе? И достаточно ли они большие, чтобы постоянно находится в поиске сотрудников? Это трудозатратно и требует предварительной подготовки. Я бы никогда не нашла так Diageo, потому что никогда не слышала об этой компании, а объявление на job boards мне на глаза не попалось (если оно там вообще было). Я думаю, что в РБ на сайтах компаний нет раздела "Работай с нами", но здесь у всякой компании это есть, поэтому теперь я автоматом просматриваю эту секцию, когда гуглю практически любую компанию. Во-первых, это профессиональная деформация=) Т.к. в мои обязанности входит найм, мне интересно, как у кого это выглядит. Во-вторых, интересно, кого больше всего нанимают в принципе (программистов-технарей и продажников. Снова-таки мораль: не можете быть программистом, попробуйте полюбить продажи и подавайтесь туда). В-третьих, хорошо такие вещи держать на карандаше. Но эта привычка выработалась у меня только в Нешвиле, т.к. у меня носки всегда были навострены на выход (есть вообще такое выражение?:) Короче, я тут была готова сорваться в любой момент. Еще я много читаю всякой белиберды обо всем подряд, и от нечего делать зазыриваю сайты компаний, о которых упоминается в статьях. Иногда записываю названия понравившихся, а вдруг пригодится? Отсюда совет: если вы переезжаете, постарайтесь разузнать, какие вообще там компании есть, большие и маленькие, притом, разумеется, не стоит искать comprehensive list. Это будут статьи и случайные упоминания в блогах. Так что может быть просто стоит читать о том, что тебя интересует, или гуглить слова типа Nashville-baed startups. Короче, это все research stage, которая трудозатратна и не всегда приносит быстрый результат, а иногда и вообще никакого. Тут главное не сдаваться и продолжать копать. Притом даже тогда, когда непонятно, что ты копаешь и что ищешь. 
  3. Social media. Иногда в ФБ или в инстаграмме можно увидеть, что компания или друг пишет о том, что его компания или какая-то другая нанимает. Но это отчасти "по знакомству", так как у вас должно быть много друзей, которые постят такого рода вещи. С другой стороны, почти у всех компаний есть аккаунты в Твиттере и Инстаграмме, просто начинайте фоловить  компании из пункта 2, и, возможно, вам повезет первым узнать о том, что они расширяют штат!
Короче, меня пригласили только на 2 интервью в Будапеште. General Electric сделало мне предложение, но потом взяло его обратно! Вот облом был! К счастью, все обернулось прекрасно (как это иногда в жизни бывает... ), меня взяли в Diageo,  где я прекрасно провела 2 года, встретила кучу друзей и получила неоценимый опыт. Офис был расположен гораздо удобнее, так что все сложилось наилучшим образом.

Перенесемся на 18 месяцев вперед, когда я решила переезжать в Штаты. Разумеется, я решила сделать все возможное, чтобы застолбить место под солнцем в Нешвиле еще будучи в Будапеште. Задача непростая, и я с ней не справилась. Но это не значит, что я считаю потраченное на это время пустой тратой. Ниже объясню почему.

Вот что я делала будучи еще в Будапеште:
  1. Отполировала свой LinkedIn. Разным людям нравится разное: кто-то любит слишком много, кто-то любит более лаконичные профили, но проследите, чтобы у вас был хоть какой-то профиль, с нормальным фото, в общем, уделите ему внимание и сделайте его таким, чтобы он нравился хотя бы вам. Я очень не люблю эту часть, но полезно спросить мнение о своем профайле несколько людей, притом лучше разного возраста: если один скажет, что "мне не нравится Х", а второй скажет "Так круто, что у тебя там Х!" - это означает, что ничего менять не надо, просто разным людям нравится разное, и всем не угодишь. Но если все 5 отрицательно отзываются об Х, стоит задуматься. То же касается и резюме. Вообще я бы посоветовала над резюме или LinkedIn работать в таком порядке: 1) прочитать как можно больше статей с советами, как их делать (чтобы прочитать как можно больше, уйдет часов 5-6), 2) написать свои (уйдет неделя - две: черновик - поспал на черновике - проснулся утром и ужаснулся, исправил орфографию - переписал - переспал на втором черновике - проснулся и ужаснулся - и так далее, пока не будете довольны результатом) 3) собрать отзывы, сделать корректировки. В итоге у вас должен быть неплохой CV и LinkedIn. 
  2. Стала искать работу в Diageo в США. У меня было, если я не ошибаюсь, 4 интервью. Все прошли неплохо, но работу мне не предложили. Каждое интервью я рассматриваю как неоценимый опыт: языковой, что спрашивают, что все спрашивают вообще-то разное и что все люди любят разных кандидатов и подбирают кого-то под себя, поэтому ты и не должен нравиться всем. Но если ты не нравишься буквально вообще никому, то это плохой знак. Короче, ходить на как можно больше интервью - уже успех, потому что если бы ты был ужасным, тебя бы на них не звали. Так что, хоть предложением работы это не закончилось, у меня слегка прибавилось уверенности в собственных силах, что им хотя бы интересно со мной побеседовать. 
  3. Попыталась найти хоть какие-то подвязки. Конечно, я не рассчитывала, что я кого-то встречу прямо-таки из Нешвила, но постаралась наладить связь со всеми аборигенами. Здесь это поставлено на широкую ногу и называется networking. Я вообще часто слышу, что работу здесь без связей не найти (неправда), а также то, что работу определенного уровня (более высокого, чем начинающий) вообще не предполагается даже искать по объявлениям: если ты крут, тебя найдут. Не знаю. Надеюсь, что это не так=) А то придется смотреть правде в глаза, а мы этого не любим!=) У меня мало знакомых американцев, поэтому я ограничилась 5-6 дальними за уши притянутыми знакомствами в ФБ, которые особо ни во что не вылились. Однако я не считаю ни одну из вещей, которую я сделала, потраченным впустую временем. Во-первых, люди любят, когда их мнением интересуется, а мне надо побольше знакомств на новой земле. Вдруг она забыла про сестру мужа тети, которая 5 лет назад 2 месяца жила в Нешвиле? Вот вам и связь! Пока не прочная! Но мы ее укрепим! Во-вторых, они все-таки живут в Америке (или где вы ищите), а вы пока нет. Пусть расскажут вам, как тут устроено. Чем больше людей вам расскажет свое авторитетное мнение, тем лучше. Не парьтесь, если вам все обрисуют в черных красках: у некоторых стакан всегда наполовину пуст. Плюс предупрежден - значит вооружен. Мне говорили, что я ничего не найду (или это я сама себе говорила? Когда все в итоге разрулилось, весь плохой поток информации кажется тихим и слабым, а подбадривания вспоминаются громкими и внятными). В-третьих, лучше что-то делать, чем ничего, это успокаивает, и вы будете знать в итоге, что вы отлично подготовились и сделали все в ваших силах, чтобы подстелить соломку и застолбить себе местечко до приезда, и уж если не сложилось, то вы старались. Делай, что должно, и будь что будет. Это успокаивает в состоянии паники, когда переезжаешь в неизвестность. А спокойствие, трезвая голова и здоровый сон - залог успеха в любом начинании. Надеюсь, я вас убедила!
  4. Просматривала сайты типа Monster, Indeed, LinkedIn опять же и подавала, подавала, подавала. К сожалению, я не вела учет (теперь я это делаю! Очень советую вести подсчет, сколько резюме ты разослал и сколько и каких ответов ты получил. Во-первых, если на 100 резюме ответов 0, станет ясно, что дело в тебе. Во-вторых, не станешь сбавлять обороты по количеству поданных заявок в день. Как здесь говорят, job search is a full-time job, поэтому подавать надо по 8-10 часов в день) В декабре 2013, когда я искала работу в Нешвиле, это выглядело как-то так:
     Мне пришло только 2 ответа со "спасибо, но мы сейчас не нанимаем иностранных кандидатов", что я опять-таки восприняла как хороший знак: его хотя бы прочитали! По моему мнению, застолбить работу, если ты не  exec level (но тогда искать будешь не ты, а тебя;) на расстоянии очень тяжело: во-первых, с тобой сопряжен большой риск. А вдруг в последний момент ты раздумаешь ехать? Во-вторых, по приезде ты будешь решать разные логистические вопросы типа жилья, документов и т.п., и не так много времени уделять работе. У местного кандидата перед тобой тысяча преимуществ. В-третьих, у рекрутеров наверняка куча неприятного опыта, когда кандидаты говорят, что у них все ОК с документами, что они приедут 1 сентября, а потом выясняется, что им нужна визовая поддержка, финансовая помощь с переездом, и приезжают они не 1 сентября, а может быть 1 января. Притом самое интересное, что во время интервью вы всего этого знать не будете и вполне искренне можете обещать, что завтра купите билеты на 1 сентября. Просто потом life happens, и по миллиону причин ваш приезд отложится, особенно если едете не только вы, но и вторая половинка и дети. В-четвертых, у вас нет местного адреса и телефона на резюме, что в 98% случаев автоматически переместит ваш application в мусорное ведро. 
В общем, отсюда вывод: я очень советую делать домашнюю работу и рассылать резюме (а вдруг случится чудо?) и вести учет ответов. Это дает кучу плюсов, но не рассчитывайте и не расстраивайтесь, что это не приведет к реальному предложению работы, особенно если какие-никакие отклики вам приходят. Все хорошо, просто по причинам вне вашего контроля у местных перед вами тысяча очков. Плюсы:
  1. Прочитывая объявления о работе, можно понять, что из себя представляет рынок труда: много работы? Мало? Кого ищут? Может, стоит подучиться и восполнить пробелы? Станет понятно, что акцентировать в своем резюме и в своем опыте, на что напирать. 
  2. Очень поможет подтянуть словарь. Многие слова в объявлениях будут непонятны. Самое время выучить их сейчас, чтобы не выглядеть непонятливым восточноевропейцем во время интервью. 
  3. Набьете руку. Мой совет: не рассылать cover letters по принципу copy paste. Всегда старайтесь подогнать их под конкретную работу. Это занимает в 10 раз больше времени, но результат того стоит! Написанное специально для тебя письмо всегда выделяется, и если кандидат включает пару строк о том, почему он хочет работать у нас, он получает тысячу очков, особенно если он написал что-то intelligent и видно, что он провел 5-7 минут на нашем сайте. Думаешь "какой умница!" Ну это лично я. Но никто не любит copy paste. Это значит, что человек подходит к поиску работы "тяп ляп и готово", а такое никто не любит. Если он не готов потратить 20 минут на хороший cover letter, почему я должна тратить время на беседу? Конечно, многое прощается выдающимся кандидатам, но представьте, во сколько раз увеличиваются ваши шансы, если вы выдающийся кандидат, написавший выдающееся cover letter? And you can use each chance that comes your way!
Вот, пожалуй, и все советы. Главное - сделать поиск работы своей работой на полную ставку и настроиться проводить по 6-8 часов, заполняя анкеты и рассылая резюме (главное - без копипейста!) Качественные заявки должны отнимать по 20-30 минут штука, и это в лучшем случае, потому что те, кто когда-нибудь искал работу в Америке, знакомы с их бесконечными формами, где спрашивают по 200 раз одно и то же, а если еще сайты тормознутые или у вас древний ноутбук... Вообще беда. Но ничего, просто настройтесь на то, что легко не будет, быстро тоже вряд ли, и что это numbers game: ваша задача просто подать как можно больше хороших заявок. Процент ответов (любых, даже отрицательных) будет очень низким (скажем, 5% хоть как-то откликнутся на вашу заявку и не робот, а человек вам напишет "Thanks but no thanks"). Будет 3% телефонных интервью, 1% личных интервью и в итоге - победа! - приглашение на работу. 

В моем случае я посетила 3 интервью, еще 3 телефонных, получила 2 предложения работы в один день. На все про все ушло 2-3 бесконечные недели. 

Вот, пожалуй, и все. Берем количеством. Подозреваю, что могут быть разные сценарии: может быть, вы гораздо круче специалист, чем я (хоть и не программист), и за вами гоняются работодатели. Или вам отвечает гораздо меньше, чем 3%. Тогда не теряя времени постарайтесь выучиться чему-нибудь востребованному. Конечно, за две недели Java / PHP не освоишь, но чем раньше начнете, тем скорее будете у цели. Дни длинны, а годы коротки: глядишь, через год безуспешных поисков работы вы уже станете приличным тестировщиком, и работа, на которую вы нацеливались изначально (допустим, "экономист-менеджер" какой-нибудь), станет совсем неактуальна, и вы сможете пойти в тестировщики.

Вдогонку женскому дню желаю девочкам и мальчикам профессиональных успехов!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale