Far away eyes ('If you're down on your luck / And you can't harmonize')

... Then read on=)

Пишу, как давно не писала: по горячим следам. Когда хочешь написать по горячим следам, как я поняла, главное - держать линию партии и не отвлекаться на второ- и третьестепенное, и тогда все получится. Сейчас попробую. 

Вчера мы были на концерте Роллинг Стоун.

Ну позор же мне. На самом деле, прошло уже два дня. 

К сожалению, наверное, Первый Большой Концерт всегда будет самым главным потрясением (Дворцовая Площадь, июнь 2004).

Однако это не означает, что последующие шоки будут менее важными и значимыми, и хоть ты уже примерно догадываешься, чего ожидать: пьянящий адреналин (заранее прошу прощения за все эти слащавые словечки.. Когда слету приходит в голову, я использую менее избитые метафоры, но если начну раздумывать и подбирать нарочно, хана моей задумке закончить этот опус по горячим следам), чувство единения с 99 999 других разгоряченных подпрыгивающих людей, когда ты уже сам может быть физически подустал и попривык, что вон та маленькая дергающаяся точечка вдалеке - это вообще-то живой Пол Маккартни, и начинаешь ковыряться в носу, смотреть по сторонам, хотеть в туалет, бутерброд, водички, обсудить что-то с соседом, проверить фейсбук и так далее,  а потом оглядываешься по сторонам, смотришь вниз на океан людей, или если очень повезет с соседями - вперед, видишь разгоряченных парней из Чаттануги без маек (майка заткнута за пояс, голова перевязана банданой (что-то вспомнилось "Голова обвязана, кровь на рукаве... " ладно, не отвлекаемся=), которые знают не просто каждое слово, но и каждый риф, которые на приветствие Кита Ричардса реагируют типа "Hey Keith.. Good to see that you are still alive!", которые узнают новую песню с первых нот, ты снова возвращаешься туда, где тебе и положено быть на мероприятиях такого масштаба - в стратосферу.    

Вы кстати может быть подумали, я описываю каких-то гипотетических парней из выдуманного на ходу места (Чаттануга... до августа 2013 года я не знала, что это реальный населенный пункт, притом населен он не таким уж маленьким количеством людей. Более того, я там однажды была - квас пила (или пиво.. Точно пиво!), а однажды ночевала рядышком в палатке и однажды еще рядышком же сплавлялась по реке Окое (слово не склоняется), по олимпийскому маршруту (Олимпийские игры в Атланте 1996) снимающих гипотетические майки. Нет, в этом-то и смысл писать по горячим следам: байка о горячих парнях из Чаттануги самая что ни на есть правдивая, и "горячих" - это потому что на улице было 33 градуса по Цельсию и в три раза больше - по Фаренгейту. 

К концертам такого масштаба, как к большим волнительным поездкам (Бра.. бра... бразилия), лучше готовиться заранее и настраивать себя. Приветствуется слушать только эту музыку за одну (лучше на полную катушку с открытым в машине окном, чтобы еще и прохожих осчастливить и как бы прозрачно намекнуть им, что Ты Идешь На Роллинг Стоунз), а лучше за две недели, чтобы был эффект полного погружения (а на самом деле для того, чтобы нормально подпевать и танцевать под все песни, а не под две, как это вчера случилось со мной, но это я забегаю вперед). Купить майку (!) Про майку, кстати, хорошая предыстория (повествование линейным ну никак не выходит!) Написать 15 статусов в фейсбуке и столько же - в инстаграме. Достать всех вопросом, идут ли они на концерт (так как у меня здесь знакомых минимальное количество, то страдают в основном те, которым приходится меня терпеть по долгу службы или ездить со мной в лифте. Вот чем последняя категория людей провинилась, вообще непонятно).  

Быстренько история про майку, пока не забыла. Мои отношения с Роллинг Стоунз - не такие длительные, трепетные и глубокие, как с Битлз. Я долгие-долгие годы знала по сути только одну песню, Angie, потом ничего внятного, может быть Paint it Black, но не наизусть, потом в 2009 после Сан Франциско была такая песня Under My Thumb. Потом в Будапеште добавилась Beast of Burden, и в начале этого года - Wild Horses. Каждая из них становилась открытием, и каждый раз я думала, "Да что ж такое-то, надо уже взять и нормально изучить так сказать творчество данного музыкального коллектива". Помнится, в подростковом возрасте я даже в блокнот записывала все ансамбли, которые мне казалось важным прослушать. Уверена, все вы помните, что раньше добраться до какой-нибудь клевой группы - это был целый квест, и забавно то, что даже те из вас, кто всего на 2-3 года старше меня, скажут, что я-то еще не знаю, что такое преодолеть преграды на пути к музыкальному образованию. Если в 6-9 классах мы пользовались СД- плеерами, переписывали друг у друга диски (и то, это не все делали, а только те, у кого был "сидирум"=), то потом как-то быстро появились МП3 плееры, вот только где мы саму музыку копировали? И спотифаев, которые заботливо советуют, что слушать, что в моде, что круто, тоже не было. Выходили из положения с помощью классных друзей=) Клим, Паша, Даша, Маша, Даша Д., Даша Ж., Виталик, Саша и мноооооогие еще - вот же спасибо за воспитание чувств. 
Глянула в начало абзаца - должна же быть история про майку=)

Словом, в начале этого года, когда у меня был испытательный период и режим строжайшей экономии, мне что-то стукнуло в голову приобрести обязательно майку с Роллинг Стоунз. То ли по причине открытия для себя песни Wild Horses, то ли потому, что я решила, что мне всегда казалось, что круто носить майку с Миком Джаггером под пиджак, но словом, я покопалась на амазоне и отрыла свою, не побоюсь этого слова, достаточно нетривиальную майку. Когда она пришла (я теперь 80% всего, что не относится к еде, и 30% того, что к еде относится, заказываю по почте: шмотки, книги, косметику, предметы обихода), я сперва не сообразила, люба она мне или нет: уж больно длинна и узка. Но тогда я сама была достаточно тонкая, плюс до почты было далеко (возвращать покупку), так майка и прижилась в моем огромном гардеробе (вы может быть видели в кино, что в американских домах принято иметь отдельную гардеробную, она как маленькая комната - кладовка, но специально оборудована для шмоток. У меня теперь такая!)

Потом было много счастливых моментов, связанных с этой майкой, а потом оказалось, что 17 июня в Нешвиле будет концерт Роллинг Стоунз. А у меня как раз и маечка имеется, повезло=) Билеты купились практически сами собой. 

Но вернемся к главному. 

Я стояла вчера там на стадионе и думала, что, как говорил папа, "нельзя объять необъятное", то есть придумать в голове какую-то мысль, которая выразит и опишет всю динамику нахождения тебя и огромного океана людей на небывалом стадионе (который даже не входит в десятку самых больших в Америке, но поражает мое белорусское воображение: это ведь чудо инженерной мысли, и я теперь частенько думаю о логистической стороне таких мероприятий, об их carbon footprint (между прочим...), о том, что привезти и отвезти 65 000+ американцев в одно место в таком городе, как Нешвил - это подумать, где разместить 65 000 машин. Передвижение по городу (автомобильное движение и движение вообще - это синонимы) в тот день и за день до этого просто - напросто останавливается, это становится проблемой, надо написать про это отдельный пост, потому что европейскому мозгу этого не понять.

Счет простой: один американец = одна машина. Наша троица была тому печальным примером, если уж на то пошло, тьфу.

Мерцающие огоньки телефонов (а ведь были времена, когда поблескивали зажигалки, и это было прекрасно и опасно. Прекрасно потому, что пожароопасно=) Были ведь времена, когда и фотики на концертах запрещали, я у меня перед глазами до сих пор стоят урны с цифровыми камерами перед Дворцовой площадью, когда у каждого двадцатого отбирали цифровик, а ведь тогда цифровая камера стоила дурных денег.  Двое из десяти пришедших вчера на концерт - в майках с языками (конечно же=), многие с отсылками к британскому флагу (одна женщина была в коротком диско-платье из блесток с Юнион Джеком)  Моя майка насобирала много комплиментов, а еще мы видели майки Битлз, Джона Леннона, Зэ Ху, почему-то Хим, и еще некоторых вокально-инструментальных ансамблей, которые были совсем уже off.

Кроме того, день выдался нечеловечески жарким, со всех людей ручьями струился пот, но пожалуй, концерт Роллинг Стоунз был единственным событием, которое могло заставить меня перестать ныть по этому поводу. Кроме того, быть потным носком (так мы с Дашей называем это состояние)  не так обидно и противно, когда все остальные присутствующие - такие же потные носки=) Более того, мы сидели так высоко и время уже было недетское, и там наверху стадиона был такой небывалый ночной бриз, и это было очень, очень приятно. Еще в Нешвиле если забраться повыше, можно увидеть холмы в розоватом тумане, и это уже Кентукки. И с нашей стороны было видно в дымке это самое Кентукки, а также мост через реку Кумберланд, и три флага: стадиона, штата и звездно-полосатый. И я старалась придумать какую-то мысль, которая все это схватит: что я здесь делаю, в этом штате, в этом городе, с видом на другой штат, в ожидании появления Мика Джаггера? Как объять необъятное?

Оттуда, со стадиона, открывается также прекрасный вид на то, что здесь называют skyline. И этот вид вызывает во мне самые противоречивые чувства. 

В общем, за чем бы я ни приехала в Нешвил, но за вчерашним вечером я приехала тоже. 

Сперва публику разогревал какой-то супер-известный кантри-исполнитель, который впоследствии оказался снова на сцене, но уже вместе с Роллингстоунзами. Надо сказать, что волею судеб за 5 дней до этого я оказалась на этом же стадионе, но на другом важном мероприятии Country Music Fest. Это когда после вручения кантри-эквивалента Грэмми 4 дня проходят концерты Самых Значительных Звезд Кантри. Я до сих пор не знаю никого, кроме Джонни Кэша, и пробел в этой области знаний меня пока не тяготит.

В общем, мы решили, что нам ничто не мешает профилонить эту часть, и мы пошли "в коридор" (даже язык не поворачивается это так назвать). 

Не хочу сильно уходить в сторону и углубляться в "обрамление" американских развлекух. Все-таки у них если "индустрия" развлечений, то это И Н Д У С Т Р И Я развлечений. Развлекут так, что мало не покажется. Мы развлеклись виски-кокой, потому что мне показалось, что это ужасно рок-н-ролльный напиток, и что Мик Джаггер бы одобрил (а возможно даже и настоял.. если бы ему в какой-то параллельной вселенной было бы не все равно на то, что там что в себя заливает, втирает, вкалывает и внюхивает перед его концертами).

Виски-кокой мы развлеклись же и по дороге от суши-ресторации до стадиона, и я подумала, что это вспомнить молодость и тряхнуть стариной и создать антураж - три в одном=) К тому же, как я уже говорила, я была при параде: кроме майки, на мне были свежеприобретенные рокэнрольные сережки и черные ботинки с блестяшками от моего теперь любимого Бимбы и Лолы. В самом конце концерта я заметила, что у Ронни Вуда тоже черные ботинки с блестяшками (стопудово он тоже заказал их по интернету в Бимбе и Лоле=)

А потом был концерт. Минут за 20 до начала нам в голову пришла не очень хорошая (как оказалось потом) идея: посмотреть на сетлист с предыдущего концерта этого тура (Атланта). Выяснилось, что пяти дорогих моему сердцу песен не будет (Angie, Beast of Burden, Paint it Black, Under my Thumb), а будут мало- или совсем не знакомые. Расстраиваться было глупо и поздно, ведь вот он, Мик Джаггер, такой же, как в фильме Gimme Shelter, снятом лет 30 назад, то есть дьявольски пластичный, с непропорционально гигантской головой на худом теле, с бесноватой пластикой ну и... Дальше у меня не хватает слов, чтобы описать, что он творит. 

Тон и манера разговоров с публикой - (1) британская (2) несовременная, и в оба определения я вкладываю только положительное значения. Не заискивающее и не ищущее любви и симпатии каждого пришедшего (понятно, что все это уже у них давно есть, и они в курсе=) С этим своим акцентом он спрашивает: "Кто здесь ииииизззззз.... Ноксвила? А кто здесь ииииззззз ... Чатануги?" И публика ревет, балдеет, а внутри Мика, мне кажется, булькают британские смешинки. За весь концерт было отпущено несколько шуток, но каждая - на миллион. И мы снова отметили очень талантливую графику на экранах: скромные, малозаметные, не в лоб отсылки и и указания для тех, кто любил, и с реверансом к месту нахождения (нешвильской футбольной команде, к команде, которой нешвильская футбольная команда недавно проиграла... То есть сразу видно, что люди не просто поработали, а еще изучили новую и новейшую историю, и в каждый город приезжают с новым видеорядом, что тоже, по-моему, круто). 

Как я поняла, Нешвил занимает почетное место в гастрольном списке любого музыканта, даже вот Роллингостоунзов и Пола Маккартни, и всем находится, что вспомнить в связи с этим городом. Столица кантри-музыки, как-никак. Стив за ужином предположил, что они будут петь одну или обе малоизвестные кантри-песни. Я забыла, как называется вторая, но первую он, точно, спел, предварив такими вот словами: "We're not just going to play to the gallery, just because we're in the home of country music, you know?"  "We're not going to play it up or anything, with big hats or pedal steel guitars…we're just going to do our normal show." 

С этими словами он уходит, возвращается в ковбойской шляпе, а Кит Ричардс садится за эту самую pedal steel guitar,  и вот эта вот песня, которую я никогда до этого не слышала, но я бы никогда не сказала, что это Роллинг Стоунз. Более того, после полутора лет жизни здесь я могу практически авторитетно заявить, что это чистокровное, породистое, по всем правилам выдержанное, настоящее кантри, которое тут играют на разных фестивалях, что-то типа нашей народной музыки. Такое, прямо вот отсюда что ни на есть... все, кроме слов. Очень очень очень советую почитать слова этой песни, потому что это супер. И посмотреть запись с какого-нибудь концерта: обратите внимание, как публика ревет в месте, когда Мик Джаггер свои огромным ртом на пол-экрана говорит "Thank you Jesus, thank you Lord". 


Как-то неудобно даже упоминать, что Мику 71. И что Роллинг Стоунз, в отличие от Битлз или миллиона других ВИА, ни разу не распадались. Оба этих факта, наравне с миллионом других, дают богатую пищу для размышлений. 

Мы поразмышляли. Мне кажется, ведь это кажется таким логичным, что возможность выйти на сцену перед таким количеством людей, в любом городе мира, гарантированно сто тысяч человек будут реветь от радости, когда ты скажешь им "Привет"  - может быть, в эти моменты энергия, исходящая от публики, превращается в материю, и эта материя позволит им жить вечно, или хотя бы создать иллюзию такой возможности?

Я еще думала о том, что не для каждого Пол Маккартни и Роллинг Стоунз важны так же, как и для меня. Не для всех они - одни из самых важных людей столетия. Не всем кажется, что нужно отложить все и сделать то, о чем потом, может быть, будешь жалеть всю жизнь - прийти на концерт. Для кого-то такие символы - это Брюс Спригстин... или Боб Марли. 

Для меня услышать Пола Маккартни или Мика Джаггера вживую - это приобщиться к вечности. Не в тщеславном смысле ("Вот Я на фоне Эйфелевой башни... вот я на фоне Мика Джаггера"), а в том смысле, что это оказаться в моменте, когда кажется, что "стоило жить, и работать стоило". И это не только концерты. Это думать о том, как садиться солнце на Апроадоре за день до дня рождения с Аленой и Машей (смотреть не получается, потому что облака), или есть папайю с Мафальдой на ее балконе в Порто-Алегре, или смотреть на картину Кандинского с пасхальными яйцами, которую он нарисовал в подарок своей жене в оккупированном Париже, когда не было в свободном доступе ни холстов, ни красок. Или ехать на машине через Смоки Маунтайнс из Теннеси в Северную Каролину, потому что это как будто в фильме Джима Джармуша (ладно, последнее вовсе не так круто, но тоже немного вечность=) 

Эти концерты для меня - это те моменты, когда точно знаешь, что не все тлен, потому вот это - точно вечность. Концерт, как и положено ему, заканчивается, но как будто бы и нет. Он как будто бы с тобой, и ты наутро другой, не такой, как вчера, и никогда таким же не будешь (впрочем, ты ведь никогда не будешь таким же, как вчера, Роллинг Стоунзы для этого не нужны), и слушаешь только их, потому что все остальное кажется чужеродным. И этот праздник всегда с тобой, the moveable feast*. И у тебя появляется несколько новых любимых песен, которые значат для тебя очень много, потому что ты полюбил их прямо в горячем цеху. 

Всем хороших выходных! Бачи и абраччи. 

*"The moveable feast"  - это "Праздник, который всегда с тобой". На мой вкус, прекрасный пример того, когда перевод названия не буквальный, но на обоих языках одинаково классно звучит. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale