Самое главное, в который раз

Я думаю иногда, что все мои рассусоливания на тему "выключайте свет, воду, берите с собой пластик, сдайте машину в утиль" - это, как говорят здесь, preaching to the choir, то есть рассказывать это вам, моим друзьям, смысла большого нет, потому что если вы мои друзья, то, скорее всего, уже давно делаете это и даже больше.

Однако моя поездка в Орегон и главное, общение с Элис (вот что такое глыба-люди: пообщаешься с ними всего неделю, а они вполне могут перевернуть твою вселенную с ног на ноги) мне в который раз напомнила о самом важном, потому что в Теннеси про это ОЧЕНЬ ЛЕГКО ЗАБЫТЬ, и меня это очень удручает (иногда я думаю, может смысл моей жизни там - нести туда разумное, доброе, вечное? Поскольку сейчас Рождество и Новый год, время чудес, расскажу вам, что возможно, я буду представлена мэру Нешвила, так как с ней лично знаком (это она, так что у меня много надежд=) кое-кто (не буду раскрывать все карты, хехе=) под предлогом моих передовых (на самом деле совершенно обычных) идей по поводу внедрения общественного транспорта).  

Кроме того, Элис мне рассказала про целую кучу штук, о которых я или не знала, или не задумывалась, или в полной мере не осознавала эффекта, или комбинация вышеперечисленного.

Сразу оговорюсь, потому что иногда это всплывает в дискуссиях (да-да, дискуссиях=): я прекрасно понимаю, что выключив свет или взяв с собой пакет, вы планету не спасете, и я этого не утверждаю. Даже если будете уже лет 15 таскать свои пакеты в магазин и заставите всех друзей делать то же, планете все равно придет конец, и довольно скоро. Делать это или нет - ваш личный выбор, который должен основываться на вашем личном взгляде на вещи и системе ценностей. Мне просто кажется правильным и логичным жить вот так: "Есть такое твердое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету"*

Задумайтесь: мы тратим столько времени и усилий на то, чтобы привести в порядок себя (принимаем душ, моем волосы, укладываем их, сушим феном, удаляем волосы с неположенных мест, чистим зубы и моем лицо, полощем рот маслом... ), обставляем дома, содержим в рабочем состоянии свои машины, детей, собак, но многие при этом ни на секунду не задумываются о том, сколько грязи, мусора и разного рода бардака они оставляют после своей чаще всего ничего не значащей в космических масштабах жизнедеятельности. Эта статья сейчас не о том, чтобы повторять очевидное (когда-нибудь видели картинку, где изображено количество мусора, оставляемого за год дитенышем слоненка, и человеческим детенышем, все эти горы памперсов, которые не разлагаются?) ... или то, что очевидно мне, а о том, что можно по этому поводу сделать. Потому что:

Мне кажется не требующим доказательств тезис о том, что нужно быть тем, что ты хочешь видеть в окружающем мире. Be the change you want to see in the world. Практика показывает, что это самый эффективный способ воздействия на действительность. Представляется  нелогичным расстраиваться и причитать о таянии ледников и мусорных островах в Тихом океане и при этом каждый день оставлять за собой кучу мусора (от выпитого кофе, покупок лишней еды, которая не просто не нужна, а вредна, вообще покупок лишнего хлама, и так далее). Меня с детства вбивали в голову, что место после себя надо оставить таким же, каким оно было до тебя, или  даже лучше, будь это класс, кухня, место для пикника или костра, или что угодно. Нас воспитали в большом уважении к природе, к тому, что нужно брать ровно столько, сколько нужно, а отдавать как можно больше: убрать не только свой мусор, но и чужой. Не знаю, в воспитании ли дело (ведь не все, что вбивали мне в голову, стало моей второй натурой), но мне кажется правильным, органичным и естественным стараться оставлять как можно меньше грязи после себя. Приводить в порядок свою планету. Это аксиома. 

 Я знаю, что это глупость, но когда я думаю о том, сколько мусора создает моя никчемная жизнедеятельность в сутки, мне приятно осознавать, что я все-таки влияю на это число в сторону уменьшения. Важно стараться брать столько,  сколько тебе реально нужно, и помнить, что это не бездонный колодец. На самом деле  нам всем нужно очень мало, и это очень творческая задача: если вас не устраивает формулировка "экономия", то можно рассмотреть это как оптимизационную задачу, которая расшевелит инженерные задатки (если они есть; а если нет, то их можно выработать). Эффективность - это получать столько же (или больше), используя меньше ресурсов, и это, в отличие от экономии, - высший пилотаж. Этот принцип привел человечество туда, где мы есть сейчас, for better or for worse. Я думаю, что это все-таки к лучшему, потому что инженерный гений столетие за столетием, а теперь год за годом опровергает открытые им же (человеком) законы, главный из которых - закон снижающейся предельной полезности. Например, сегодня можно накормить гораздо больше людей с одного гектара пахотной земли, а благодаря хостинг на Амазону абсолютно любому программисту в какой-нибудь индийской глубинке за небольшую плату доступны те же мощности, которыми пользуется Гугл (это вообще-то отдельная тема, которая поражает воображение, если оно не совсем задеревенело).

Короче, вот я тут списочек накатала, из разговоров с и наблюдений за Элис, а также выдержки из одного из миллиардов списков, которые, как в греческом мифе про каких-то там нимф, которые бесконечно вяжут что-то, вяжутся в моей голове ("101 вещь, которые вы должны делать или НЕ делать, чтобы меня не бесить быть..." я не знаю, как закончить это предложение.. Просто чтобы быть?) 

  1. Про переработку мусора идут споры (что на нее затрачивается много энергии, что она не так эффективна, как кажется, и так далее). Выход в том, чтобы создавать поменьше мусора в принципе: использовать все как можно больше раз (пакеты и даже пленку, знаете, тонкую такую, в которую заворачивают допустим бутерброды или тесто, фольгу, стеклянные банки от горошка можно использовать для хранения круп, особенно если подержать их в кипятке и смыть старую этикету - ну в общем, вы меня поняли). Элис развешивает практически все кусочки пластика на специальные такие спицы над раковиной, и держит отдельную шуфлядку для этого целлофана. Можно посылки отправлять в коробках, в которых посылку прислали вам (я так делаю). Про вторичное, третичное и четвертичное использование упаковочной бумаги белорусам рассказывать, я думаю, не надо=) Ничего перерабатывать в итоге не надо, так как мусора будет гораздо меньше. Например, у меня мусор выносится один раз в два (!) месяца, а переработка - один раз в полтора. Я использую вторично даже конверты. Все эти баночки - скляночки - бумажки лежат у меня аккуратно разложенные где-то, и ждут своего часа.   
  2. Съедобный мусор идет на компост и на корм курочкам, а спитый кофе отгоняет мух от саженцев. От съедобного мусора, если его не перерабатывать в компост, выделяется метан, а в больших городах он кормит крыс.  
  3. Средства для мытья всего. С декабря 2014 года у меня дома нет вообще никаких моющих средств, кроме смеси соли с содой и уксуса. Еще у меня есть таблетки для посудомоечной машины (сделанные из чего-то очень экологического), стиральный порошок на основе козьего молока, и хозяйственное мыло, которым я пользуюсь очень редко. В Штатах всего этого добра в магазинах навалом по копеечным ценам, но я уверена, что достать можно и в Беларуси или сделать самому (в интернете рецептов завала). Но главное, зачем? Объясню. Если вас не расстраивает то, что Фейри стопудово попадает к вам в пищу (потому что коммерческие моющие средства оставляют пленку на посуде), то нужно помнить, что очищать водосточную воду от попадающих туда коммерческих моющих средства очень сложно, ну просто очень (опять же, загуглите и офигейте). Все эти сульфаты и мылящиеся агенты убивают воду (по-моему, в разных странах одну и ту же воду фильтруют 6-7 раз). Поэтому если использовать разлагающиеся моющие средства (про соль и соду  молчу, понятно, что от них очищать ничего не надо), то это уменьшает нагрузку на очистительные системы. То же про гели для душа, шампуни и прочее. Как далеко вы хотите зайти - это ваше дело, но я однажды почти целый год мыла голову исключительно яичным желтком. Мне очень нравилось, просто потом стало лень, плюс, воды на вымывание желтка уходит очень много и отнимает много времени. Этот способ не всем подходит, но вариантов мытья волос без шампуня в интернете хватает. И да, квартира моя блестит, как и прежде...  Микробов нигде не видно. Для ударной дезинфекции можно использовать лимонный сок и масло чайного дерева (масло чайного дерева вообще альфа и омега моего всего=) Сейчас я уже неделю торчу в одной хиппи-колонии, так тут практически небольшой культ эфирных масел (хорошими дезинфицирующими свойствами обладают также масла розмарина, еще чего-то там...) 
  4. Элис вообще живет очень замечательно в том смысле, что она берет ровно столько, сколько ей нужно, без излишеств. Ее жизнь никак нельзя назвать спартанской: она любит крепкий кофе, и заваривает столько, сколько ей хочется. Но при этом она покупает ровно столько еды, сколько может съесть, чтобы ничего не выбрасывать, а не целые кучи, потому что недорого или было предложение "купи 2, получи 3 в подарок" (начать с того, что она просто не посещает такие стремные магазины.. Товарищи, сегодня, 26 декабря, я впервые в жизни посетила Costco, о котором была наслышана, и... про это нужно написать отдельный пост, но вкратце - Волмарт просто отдыхает), а потом все это гниет и портится; она не покупает лишнюю одежду, обувь, разное барахло в дом и в прилежащую территорию (типа всяких невнятных украшательств; в ее доме и хозяйстве все имеет функцию, или это цветы. Праздных статуэток и ковриков не держат, и это офигенно), а если покупает, то уже много лет она покупает подержанное из принципа (в Америке очень много хороших магазинов, где за копейки можно с ног до головы обставить любое жилище, а также много сайтов, где за бесплатно отдадут что-то - только вывози). Тут тоже можно возразить, что если все начнут покупать подержанное, то фабрики в Китае встанут и экономика остановится.. Глупости это, потому что если 100-200 человек перестанут покупать новое шмотье, то H&M это как слону дробина. А вот вам - свобода, больше места в гардеробе и главное - больше денег в кошельке. Постоянно покупать все новое (одежду, постельное белье, посуду, скатерти, полотенца, тапочки, список того, чем завалены наши дома, бесконечный) без нужды - это излишество, а если уж так хочется, то любую книгу можно купить подержанную или вообще почитать в интернете. Это, кстати, пишет человек, который вчера на дурноватую сумму заказал трусов, сережек и одну сумку (одну! Потому что старая, купленная четыре года назад, изорвалась в лоскутья) Но все-таки не удержусь и вставлю отрывочек из Туве Янссон: "- Мне кажется, лучше будет, если брюки состарятся здесь,- сказал он (Снусмумрик).- Они не в моем стиле. 

    - Очень жаль,- сказала старушка.- Ну, а новую шляпу тебе не надо? 

    Снусмумрик испуганно надвинул на глаза свою старую зеленую шляпу. 

    - Большое спасибо,- сказал он.- Мне вовремя пришло на ум, как опасно обременять себя собственностью." 
  5. На душ и мытье головы у меня уже очень много лет уходит 2-4 минуты льющейся воды (точнее, на душ - меньше минуты, голову мою минуты за три, но я не засекала). Элис иногда принимает ванну, но воду после ванны использует для полива сада, она специально заморочилась созданием такой системой слива. Я все это привожу примеры эффективного использования того, что есть, чтобы донести главную мысль: не нужно отказывать в том, что любите, просто можно и нужно учиться делать это малой кровью.  Я, например, замачиваю почти все перед стиркой (особенно белое, и особенно белье), а потом стираю в экономном режиме (полчаса вместо полутора часов). От этого тройная польза: во-первых, экономится электричество. Во-вторых, одежда дольше служит, так как меньше травмируется. В-третьих, она гораздо чище, а белое так я вообще не представляю как стирать без предварительного замачивания. Разумеется, я сушу это только на воздухе, а не в сушилке, притом стараюсь повесить так, чтобы не нужно было утюжить (мне лень, но еще и меньше кочегарить утюг). 
  6. Не знаю, насколько это актуально для Беларуси, но после Орегона я стараюсь избегать еды там, где ее сервируют не в настоящей посуде, а в пластике (даже "Чипотле", который я обожаю... Хотя на момент редактирования и дописывания данного поста, то есть 26 декабря, уже не обожаю, так что проблема, можно сказать, решена. Но еще лучше будет сказать, что никакой проблемы не было=) Готовить дома - одна только сплошная польза: финансовая и природная. Плюс можно контролировать размер порции (в Америке это... как-нибудь напишу про это отдельно), и еду не нужно выбрасывать и отсортировывать куски плавающего в еде стремного жира и прочей гадости.
  7. Элис уже много лет не готовит ничего такого, что требует длительной работы плиты. Поэтому она почти ничего не печет, не парит, не тушит по сто часов (к тому же у нее ужасно мало времени, потому что она занятой человек и меня поражает, как можно успевать столько, сколько успевает она). Ваше дело, как далеко вы решите зайти в природоохранных мероприятиях, но читать можно при дневном свете, а вечером сидеть с друзьями в кафе; помидорину можно съесть свежей, а не томить ее в сковородке (это пишет та, которая весь сентябрь почти каждый день готовила капонату, а это около полутора - двух часов раскачегаренной плиты); можно открыть окно вместо терзания кондиционера (совет актуален только в Штатах, у них на этом бзик, достойный отдельного поста). Я потом еще отдельный пост напишу. но сейчас я, если что-то и пеку, стараюсь печь сразу несколько вещей: например, запекаю овощи вместе с хлебом или гранолой.  
  8. Долбить систему можно по мелочам: я достаю продавцов, что не хочу пакет, распечатанный чек, всегда оставляю отзыв о том, что хотелось бы, чтобы чеки не распечатывали, а присылали по имейлу (в Америке на любом чеке сзади просят заполнить опрос о своем шопинг экспириенс; так как я всегда рада поделиться своим мнением, а также поучаствовать в розыгрыше трех тысяч долларов (Walgreens типа каждую неделю разыгрывает три штуки, если заполнять их опросы.. Я заполнила наверное сотню, пожелайте мне удачи в 2016). Каковы успехи, спросите вы? Ну вот когда я работала в Диаджео, у нас там был типа environmental committee, куда можно было что-то там писать с предложениями. Я писала им письма с предложениями около полугода, методично и безответно. У меня были хорошие, четкие и незатратные (а даже сберегающие!) предложения. Что вы думаете? Через полгода, аккурат за пару недель до моего отъезда в Штатики, мне пришел ответ, где было сказано, что: (а) мои предложения супер, а мой энтузиазм сделал меня главным кандидатом в члены этого самого загибающегося комитета, (б) около полугода комитет как бы не существовал, потому что его вроде бы как бы прикрыли из-за отсутствия финансирования (позор тебе, Диаджео!) Но, к счастью, одумались и снова открыли. Но главное в том, что уже после моего отъезда одну из моих идей воплотили в жизнь (в нашем баре стали по умолчанию делать кофе в нормальных чашках, а не одноразовых стаканчиках, и на стойке поставили устрашающую вывеску, демонстрирующую, сколько стаканов выбрасывается сотрудниками нашего немаленького офиса). Фото мне прислала Алена, было приятно. Алена, пришли еще раз=) не могу найти=) Спасибо!
  9.   Что касается остальных, тех, которые еще не в теме. Мне бы очень не понравилось, если бы меня, взрослого человека, кто-то учил, как жить, особенно, например, незнакомая чувиха подошла в магазине и начала объяснять, что я что-то делаю неправильно. Хотя у меня у самой часто (всегда) чешутся руки что-то сказать или сделать человеку, который наливает кофе в два стаканчика, чтобы, видите ли, ручки не обварить. С некоторыми людьми мне из-за этого бывает почти физически трудно разговаривать и смотреть на них, вот правда. Я ни о чем не могу думать, только о том, как это вообще возможно? Почему? Он понимает, что делает? Но это не выход, и вообще, главный враг ваш - не этот человек. И вообще врагов нет. Окучивать надо свой огород, и может быть, кто-то последует вашему примеру. Я, например, точно знаю, что обратила в свою веру как минимум человек десять, а может и больше. Вот Лаша, например=) Он не обидится, если я здесь упомяну его имя=) Лаша, привет!
  10. Diva cups. Девчонки пусть лезут в гугл; кому надо, я подгоню, но в Европе их достать даже проще. 
  11. Почти кто угодно в магазине со своим пакетом или в Старбаксе (или офисе) со своей чашкой - уже мне немного друг а с двумя пластиковыми - соответственно, враг. Ко мне очень легко набиться в друзья, как видите, так что если кому неймется... =) 
И так далее. У меня уже полночь и пора отбой, а тема эта бесконечная. Энтузиазма по этому поводу у меня хоть отбавляй, поэтому лучше закончить на красивом круглом числе одиннадцать. Просто подумайте на секунду о том, что, конечно, использование пластиковых тарелок и машины экономит время по сравнению с мытьем тарелки и прогулкой, но на что вы собираетесь его потратить? Не на расщепление атома,  скорее всего, а на что-то, что будет иметь очень мало значения в веках. А вот целлофановый пакет переживет нас всех, ядерную зиму и тараканов (которые типа должны пережить ядерную зиму).  

Всем привет и крепкие вашингтонские объятия! Может быть, это будет последнее сообщение, опубликованное в 2015 (хотя у меня сикстильон заготовок), но мне так даже нравится. 


* Говорят, что "Маленький принц" могут читать в оригинале даже начинающие студенты французского языка, на таком хорошем французском он написан. Как будто без того недостаточно причин для изучения французского, но я бы выучила его только ради этой книги. При всем при этом перевод Норы Галь - это .... В общем, просто прочитайте эту книгу, если по какой-то малопонятной причине вы до сих пор не читали. Кстати, у Норы Галь еще есть хорошая книга "Слово живое и мертвое", я начинала, и планирую закончить. Очень хорошая.  А ведь были времена, когда я не приступала к новой книге, пока не заканчивала старую. Знаете, какие времена это были? Доинтернетные. Или времена модемного интернета. Короче, когда я не читала 17 полустатей - полукниг одновременно, и с Макбуком это так удобно, что даже неудобно. Что иногда кажется, что ... Ну ладно, это я снова с жиру бешусь=) 

Комментарии

  1. Тараканы уже вымерли в начале века. Их нет в Минске. И в Питере, даже в коммуналках даже на улице Бармалеева.
    Последнего в Минске, очень полуживого, я нашёл за потолком в полуподвальном кафе возле вокзала в 2011 году.. Но, думаю, его туда с вещами привезли нынешние хозяева кафе из родного Туркменистана. Или Таджикистана.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale