15 часов в Стамбуле (июль 2016)

Хоть это длилось и недолго, я чувствую, что мир должен знать, как там классно. А главное, это не Гавайи какие-нибудь, которые недоступны трудящимся по миллиону причин. Туда вполне реально попасть хоть завтра, если вам везет и вы в Европе;)
Стамбул никогда не занимал моих мыслей, а Турция ассоциировалась с тем, с чем, скорее всего, ассоциируется и у вас. Хотя в последние годы это начало очень медленно меняться в связи с тем, что в Европе (и уж тем более Америке) Турция совсем не синоним дешевого отдыха и кое-чего еще, ну вы сами знаете, а вполне себе страна третьего мира, которая то и дело попадает в новости из-за нерадивого премьера, взрывов, ну короче полный пакет. А вообще Турция занимает очень мало места в помыслах американцев, поэтому и предрассудки о Турции бледнеют и стираются из подкорки моего сознания (написала это и подумала, что подкорка сознания - скорее всего, не что иное как подсознание=)
Маша очень воодушевленно рассказывала, до чего Стамбул крутой город, и почти все, кто туда попадал, возвращались в восторге; когда я жила в Будике, в Стамбул то и дело летал Wizzair (но скажите, какой белорус попрется в Стамбул, если можно в Рим?:) У меня там есть несколько знакомых (а у кого их нет=) и еще я миллион лет назад нашла и полюбила вот этот блог; жаль, что она его больше почти не обновляет.  Поэтому посмотреть было бы любопытно, но на фоне остальных вариантов Стамбул бледнел (а жаль!)
В общем, потом пару раз как-то проскакивала мысль о том, что классно было бы посмотреть этот город, и вот представилась мини-возможность, после которой хотелось бы побыть там подольше, а также наведаться в другие красивые места Турции.
Все случилось довольно прозаично: самый дешевый билет до Минска в одну сторону (как звучит-то=) был Турецкими авиалиниями (из Атланты, но Anya airlines - это тема для отдельного поста=) с 22-часовой (!!!) пересадкой в Стамбуле.
Маша нахваливала не только Стамбул, но и Турецкие авиалинии. Учитывая, что Маша - человек, который не будет нахваливать все подряд, у меня в голове отложились ее восторги по поводу того, какие у них выдающиеся самолеты, небывалый сервис даже для эконом-класса, просторно (хотя может это я уже от себя добавляю;) и непривычно вкусная еда образца 2007 года (про это Маша не говорила, в отличие от меня, ей еда до лампочки=), когда на AirFrance кормили креветками и был выбор из трех разных меню. Кроме того, все их супер-длинные layovers подразумевают возможность переночевать в бесплатной гостинице, и не просто фигня какая-то минус 3-звездочная возле аэропорта, а супер-клевый отель в городе (конечно, до него еще добраться надо и пройти паспортный контроль, но это уже не в сфере влияния Турецких авиалиний=)
Загрузка в самолет пришлась на 11 вечера, и в самолет, который и вправду сильное произвел впечатление (просторный, а не какие-то стремные American Airlines, где даже у меня может развиться клаустрофобия; пассажиров усаживают в сто слоев (при том, что американцы попадаются не самые миниатюрные); красивые и очень вежливые и приветливые стюарды (в основном) и малочисленные стюардессы (в большинстве ведь авиалиний девушек - подавляющее большинство, а в Турецких наоборот, больше парней; вещьпакет, каких я не видывала с 2007-2009 годов (носочки, тапочки, зубная паста, маска на лицо и щетка.. Интересно, куда я подевала свой?) прекрасная развлекуха по телеку. Короче, пять с плюсом.
Может, кто-то еще помнит, что этим летом в аэропорту Ататюрк произошло несколько терактов. Кажется, я старею, потому что это напугало даже меня; а еще странно то, что если бы непосредственно перед моим путешествием взрывы произошли бы в каком-нибудь Брюсселе, и у меня бы там была пересадка, вот все-таки есть какой-то странный психологический рычаг, который совершенно искажает восприятие и кажется, что вероятность того, что что-то плохое произойдет с тобой в Турции, чем в Бельгии, существенно выше. Хотя факты не врут, и никакой логики в этом нет.. И я вот это пишу и понимаю, что имидж Бельгии в последние несколько месяцев в моей голове несколько изменился. Продолжаю думать: этот имидж формируется новостями в Евроньюс. Дело не в канале, а в том, что нельзя объять необъятное: ни одному фильму не под силу познакомить тебя со страной, спроектировать более или менее "объективную картину" реальности, ведь даже местные расскажут тебе 100 разных историй! Поэтому несмотря на то, что я понимаю, что мою картину мира почти полностью формирует Евроньюс, и она поэтому будет сильно искажена, другой у меня нет.
Две вещи сражают наповал в аэропорту: (1) жарковато (возможно, это после Штатов, где кондеры гасят во всю ивановскую, так, что осеннее пальто и сапоги (ковбойские. конечно же=) не кажутся такими уж неуместными) (2) очень, очень много народу. Сразу понимаешь, что ты в середине небольшого человеческого торнадо, куда стекаются люди из Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы, притом Азии и Африки гораздо больше. Первый раз (не считая Бразилии) я покинула, так скажем, западную цивилизацию, поэтому было страшно любопытно. У меня в голове роилось (и роятся до сих пор, пожалуй) куча стереотипов, штампов, суждений и представлений, и очень многие из них оказались совсем мимо кассы. И это всего за несколько часов!
Если вы окажетесь на моем месте, полезно знать несколько вещей: во-первых, поспать на горизонтальной поверхности можно, не покидая аэропорт. Правда, это сказочное место нужно найти. Я нашла его случайно: увидев гигантскую, нечеловеческих размеров очередь до Китая на паспортный контроль, мне вдруг стало очень тоскливо.

 Хотя в итоге я прошла ее "всего" за каких-то полтора-два часа (выглядела она на все шесть), сперва я была обескуражена. Обычно слово "обескуражена" хорошо сочетается со словом "слегка", но я была конкретно, до корней волос обескуражена! Мне стало тоскливо и я решила проверить несколько теорий:
  1. Влияние блониднок и их светлых глаз на турецкое население
  2. Прикинуться чайником и просочиться через какую-нибудь очередь поменьше. У меня были особенно сильные надежды на этот трюк в сочетании с первым трюком. 
  3. В своей жизни я всегда, всегда, всегда все делаю правильно, плачу полную цену и жду своей очереди. Потом выясняется, что все нормальные люди прошли раньше, быстрее и дешевле или вообще не платили. То есть обмениваясь историями с друзьями о том, как они тоже были как-то в Ататюрке, увидели ту самую нагоняющую тоску и ужас очередь, но потом, т.к они же не такие мямли и рохли, они обменялись приветствиями с каким-нибудь непримечтельным чуваком-сотрудником аэропорта, и оказалось, что любой дурак может пройти контроль в очереди поменьше, просто до нее надо было дойти и пройти 5 лишних минут и задать вопрос. Я решила, что все, хватит! Сегодня все изменится! Я найду эту самую волшебную короткую очередь для любимчиков фортуны, ну ведь в самом деле не может быть, чтобы я всерьез стояла в этой гигантской очередище, а еще нигде на горизонте не виделось питьевой воды, а мне всерьез хотелось пить, а в отличие от американских аэропортов (и в этом, пожалуй, их чуть ли не единственное преимущество перед европейскими или вот в данном случае турецкими) там нет питьевых фонтанчиков на каждом шагу. Хотя иногда мне кажется, что в Америке эти питьевые фонтанчики на самом деле - обычная вода из-под крана, просто в более удобной для употребления форме).
Короче,  я решила поискать лазейку на волю и использовать коктейль Молотова: прикинуться чайником и девочкой. Варьировать пропорции по необходимости. Забегая вперед, скажу, что меня ждал полнейший провал. Единственный положительный итог моей операции - я нашла то, что называется "аэропортным отелем", или как-то так, но это такое дивное место, куда в обычных аэропортах доступ положен только пассажирам бизнес-класса или членам каких-то там волшебных клубов. В Ататюрке же, славном месте, туда можно любому пассажиру Турецких авиалиний, если у него не хватило терпения ждать в паспортной очереди, чтобы добраться до своего 4* отеля, который в миллион раз круче, чем отель аэропортый, зато никуда ехать не надо. Он представляет собой очень большую, очень тихую и чистую комнату (ну у меня осталось впечатление от 7 секунд, в течение которых я ее разглядывала и взвешивала, стоять ли мне в очереди или завалиться спать прямо здесь. Как ни странно, желание instant gratification, которое берет верх надо мной в 97% жизненных ситуаций, в этот раз проиграло. Точнее, я думаю, чувство вины от того, что Серат (мой турецкий друг) приволокся в аэропорт, чтобы встретиться, и ждет уже несколько часов, и мне будет неловко сказать, что я передумала и иду спать, на самом деле победило, а не любопытство, любознательность или еще какое-то благородное чувство). 
Короче, если вас никто не встречает (а гулять одному в таком городе, как Стамбул.. Ну я бы не стала. Хотя в отеле было классно!) то смело разыскивайте этот привал и отдыхайте с ногами выше головы. Волшебное ощущение.
Там же мне удалось попить водички из микроскопического стаканчика (почти все кажется микроскопическим за пределами Америки). Мне испортили несколько страничек в паспорте, и я встретилась с Сератом. Он быстро разрулил, куда нам надо идти, я выпила эспрессо в Старбаксе (ужас. Говорю же, instant gratification, чтоб его... Я читала недавно один блог, там написано, что умение побороть в себе это желание является чуть ли не единственным или наиболее верным предсказателем вероятности того, преуспеет человек в жизни или нет. Невозможно поверить, но чем больше анализируешь ежедневные ситуации через призму того, поборол ты или поддался этому самому чувству, тем больше понимаешь, что это очень очень логично).
Поглазели немножко на окраины Стамбульска по дороге в отель из окна маршрутки. Большие торговые центры, чем-то напомнило Киев. Широкие дороги и чисто. Я думала, что Стамбул будет большим грязным азиатским городом, беспорядок и чехарда. Все оказалось совсем не так!
Отель был одним из лучших, в котором мне довелось останавливаться. Я быстренько искупнуась и переоделась в еще более дибильную одежду, потому что все осталось в чемодане. Говорю "все", на самом деле я проходила в какой-то ерунде все три недели своих каникул. Я знаю причину, и знаю, что делать, чтобы ее устранить. Но не делаю. Эх, жизнь моя жестянка..
Отправились мы гулять. Мне сразу очень понравилось все, что я видела. Еще я думаю, что жизнь в Америке очень снизила мои стандарты: мне достаточно, чтобы были тротуары, по которым ходят другие люди, кроме меня. Если это есть, то мое сердце принадлежит этому городу.
Кроме того, Стамбул отличается от всего, что я видела до этого. Даже Бразилия как-никак населена европейцами.
Есть одна черта, объединяющая Будапешт и Нешвил: по воскресеньям жизнь немного замедляется. В Будапеште, благодаря туристам, меньше (хотя зависит от района: на Радае это замедление всегда очень чувствовалось: в отдельные выходные тишина стояла звенящая, и можно было слышать свои шаги и дыхание в субботнее и воскресное утро), а в Нешвиле больше. Все закрывается раньше или совсем не открывается, вечером в воскресенье заведения полупустые (или не работают). Парковка перед домом наполняется машинами рано, как в будний день. А возле Базилики, например, движение интенсивное и по воскресеньям.
То ли дело муравейник Стамбул! Вот это я понимаю город, мегаполис, круговерть, вечный двигатель, никогда не спит. Ты реально чувствуешь, что кровь кипит, жизнь бьет ключом, ничто никогда не останавливается, хотя все это с некоторой национальной размеренностью и неторопливостью: в Нью-Йорке все-таки все какие-то нарочито бешеные. Здесь же бешенство не является самоцелью, это  результат такой густонаселенности. Я написала это и прямо обрадовалась, как точно я описала для себя впечатление, которое создает Стамбул: впечатляющие размеры и соответствующие размеру темпы, при этом общий ритм размеренный, энергия выделяется только на необходимое и только в необходимых для этого размеров. Не то чтобы люди ворон считают, но не создают лишнего кипеша.
В общем, в воскресенье было непривычно (для меня) оживленно, но не "стероидно" (мне очень нравится английское выражение "на стероидах", чтобы описать кого-то или что-то, изображающее нереально повышенную активность, раз эдак в сорок. Типа "Аня на стероидах"=). Мне очень нравится, когда жизнь города, его жителей напоказ, ее можно увидеть, почувствовать, немножко пропитаться ею даже из окна проезжающей машины, за короткое время получить представление о том, как аборигены совершают покупки, общаются, ждут, совместно принимают пищу, опаздывают, решают проблемы по телефону, смотрят или игнорируют прохожих... Если есть прохожие... Думаете, прохожие есть в любом городе?=)

В Америке можно ехать очень долго по самому центру большого города вроде Далласа и увидеть меньше 10 человек, 9 из которых будут безработными афроамериканцами. Они, конечно, тоже жители города, но не позволят вам получить более-менее полноценное представление о том, каков этот город и его жители. Возможно поэтому мне большинство американских городов кажутся ужасно однотипными (не говоря уже о том, что все они и выглядят одинаково, даже те, что отличаются, но это другой разговор, поэтому по ландшафтам судить вообще не стоит). Впрочем, к счастью, мы сейчас не об американских городах.

Мне повезло, и денек был, о котором можно сказать: "машина, производящая тянучку, производит тянучку". Все славно, все складывается. Солнце садилось, и когда мы вышли из отеля, все было залито светом, и он то и дело бил в глаза под разным углом, но потом сдался-таки, и наступили мягкие сумерки.

Это одна и та же улица

Серат никак не мог сообразить, где метро, поэтому мы ходили взад-вперед, и он то и дело спрашивал прохожих, а мне это давало возможность заняться любимым делом: таращиться. Шарахаться и таращиться=) Обожаю!

Мы сели-таки в вагон наземного метро, которое меня поразило своей чистотой и очень современным видом (у меня были довольно заниженные ожидания), Серат четко знал, куда мы едем: в какой-то район, кажется, университетский, где полно вкусной еды. Я старалась совмещать свое любимое занятие (таращиться) с не менее любимым занятием: общением с друзьями и узнаванием разных интересных вещей про историю, культуру и текущие политические события в пассивном режиме (слушанье). Если кто помнит, в Турции в июле произошел coup (Серат почему-то немало времени уделил объяснению того, что вообще-то произносится "ку", и долго смеялся над этим=) Я, сколько ни старалась, к стыду своему, так и не въехала, в чем суть конфликта, но в результате во всех окнах были вывешены флаги, люди разгуливали в одежде (а особенно в красных турецких шапочках!) с флагами и другой национальной символикой, их повсюду продавали, на площадях самообразовывались мини-митинги, и позже ночью мы наткнулись на довольно гигантский митинг, где проходил концерт  свирепой музыки. По случаю таких событий общественный транспорт был бесплатным и работал круглосуточно. Я это написала и поняла, что поэтому я и не помню, как же я платила-то за метро? А ведь точно, платить было не нужно! Так что мне свезло.

Возможно, отчасти в связи с этим кипешем улицы в воскресенье вечером были более оживленными, чем обычно (хотя Серат говорит, что была нормальная загруженность и движуха), но я очень отвыкла от такого броуновского движения в воскресенье. В полночь беременные мамочки выгуливают 6-8 леток, или сидят с мужьями в кальянных-ресторанах в начале второго ночи, а дети, как безумные торпеды,  носятся между столами. Тот сладкий момент, когда взрослые уже сыты и разморены спиртным и табаком и обращают ноль внимания на то, чем ты занят. В такие моменты нам с Вовкой в молодости "разрешалось" (вернее, разрешение уже не требовалось) уходить из-за общего стола во время празднований семейных дней рождений, садиться у бара, играть там в "кэпсы", клянчить у родителей деньги (на что, главное? Ну вот на что нам были нужны деньги? Стопудово на жувачки из киосков возле ресторана. Может, я еще покупала наклейки) Как пользуются турецкие дети неожиданно свалившейся на них свободой, я не поняла, но судя по всему, они отлично проводят время и понимают, что надо пользоваться моментом: "Не кривляйся, как макака, не болтай, как попугай, просто бегай и толкайся, как обычный человек" (это из стихотворения Григория Осетра).

К сожалению, я и на полпроцента не Бунин, чтобы описать волшебство момента. Волшебство момента, наверное, главным образом, в том, что он и есть момент. Что ты пролетала над Стамбулом в прямом смысле слова (как фанера над Парижем=)))) и по счастливому стечению обстоятельств удалось выбраться из аэропорта, и старый друг свободен, он не американец, поэтому встретит и прогуляется, как и обещал. И солнце зайдет совсем скоро, и завтра домой, а через неделю в другой домой, а потом и в третий, и потом только сидишь и вспоминаешь и думаешь: а ведь и вправду было.

В Стамбуле еще сразу бросается в глаза однозначное количественное превосходство М над Ж на улицах. Такая же ситуация, однако не такой интенсивности, из мест, где мне доводилось бывать, была на Сицилии (особенно в Катании). Разница еще в том, что если на Сицилии малочисленные дамы одеты по-европейски, то здесь большинство из них в парандже (хотя Серата злило, когда я спрашивала, почему нет девушек, одетых в нормальную летнюю одежду. Он убежден, что Стамбул вполне себе прогрессивный европейский город. Он, наверное, прав, в том смысле. что он гораздо более прогрессивный и европейский, чем, допустим, 20 лет назад или другой турецкий город, но гораздо менее европейский, чем ... какой-нибудь другой европейский=). Так что на светлоглазых без паранджи очень пялятся. В Штатах вообще никто ни на кого не пялится (потому что ты вообще с людьми не контачишь, ты ж все время в машине. Если на ногах или на велике, то, конечно, пялятся, как на НЛО).

В аэропорту, кстати, можно наблюдать нормальное количество турецко-славянских пар. На рейс Стамбул - Минск садилась нереальной красоты девушка, у которой было очень эмоциональное прощание с не менее модельной внешности турком. Тут я вам ничего нового, конечно, не сказала=)

Серат выбрал нам рестик. Еда, подача, все было ультра ном ном ном и необычно. А еще очень отдохновенно от американского общепита. Дело в том, что в Америке принцип готовки - изменить продукты до неузнаваемости, как можно тщательнее над ними поиздеваться и превратить в что-то, что и отдаленно не будет напоминать исходный продукт. В Европе, особенно в странах, избалованных хорошими ингредиентами, идея совершенно противоположная: не нужно лишних слов и телодвижений. Конечно, венгры тоже любят всякие извращения типа мяса с виноградом, но могут съесть огурец. Здесь я за три года реально не встречала американца, который может не моргнув глазом съесть необработанный овощ или салат без заправки. Притом под заправкой понимается не масло плюс соль и сода (я вообще люблю без этого; конечно, если только масло не из тыквенных семечек=) а какая-нибудь жесть. Съесть зелень с помидором незаправленными или заправленными только растительным маслом является настоящим подвигом. А вообще тебя, скорее всего, сочтут нездорово помешанной на здоровом питании.

Так вот. В качестве закуски (которая типа бесплатно) нам подали свежеиспеченную лепешку, которая что-то типа лаваша. Так как она была прямо из печки, в серединке у нее был огромный пузырь, поэтому сразу показалось, что там целая куча хлеба.

Потом она грациозно сдувалась. Именно грациозно, а не раз - и сплющилась. Тарелочка со свежим луком, посыпанным специями (!) если честно, я сама не знаю, что меня остановило от уничтожения этой тарелки. Я обожаю лук, в том числе свежий.

Но не так, как чеснок! В мире моей мечты поедать свежий лук и чеснок не должно считаться чем-то зазорным (точнее, не поедание, а последствия поедания). Я подозреваю, что раз это подается свежим, то люди это едят. По-моему, сама по себе привычка очень правильная. Лук, кроме миллиарда разных полезных свойств, еще помогает сгладить огрехи в санитарии, ведь при высоких температурах и ненадежной подаче пресной воды с едой может произойти всякое.

Поэтому отполировать обед свежим лучком - очень хорошая идея. Еще там были слегка обжаренные перцы, которые, как оказалось, были острыми. Я куснула на радостях (обожаю жареные на гриле перцы) и чуть не умела. Больше не кусала. Еще была паста баклажанная (турки, судя по всему, большие любители баклажана. Славное местечко!) почему-то зеленая и большая тарелка просто свежей зелени. Совершенно прекрасно и совершенно немыслимо в Штатах. Главное блюдо - обалденный шашлык со слегка опаленными по краям баклажанами же, помидорами и снова луком. Серат показал, как из всего этого делать небольшие рулетики, и это было непередаваемо!

Еще я пила их кефир из красивой чашки (айран?), мне чем-то напомнило столовые приборы, которые выставляют во дворцах за стеклом (Грановитая палата какая-то=) а потом мы пили чай из маленьких шотиков. Очень классно и так, как я себе представляла, как пьют чай в этих краях.

А в серебристых сахарницах лежат симпатичные кусочки сахара. Они даже попали на фотку.

Кстати, вопрос вам: вы с айфонами стали больше фоткать или меньше? Мне кажется, я раньше фоткала больше, хотя для этого нужно было специально взять с собой фотоаппарат, и весь процесс занимал дольше времени. Из всех трех недель в Европе я привезла меньше фото, чем раньше могла бы нафоткать за выходные в Будапеште. Это тоже грустно! С одной стороны, раньше лично я охотнее смотрела чужие фото в Фейсбуке, и, возможно, это было стимулом, чтобы фоткать больше (ну чтобы показать-похвастаться). С другой, несмотря на то, что сиюминутный стимул - демонстрировать фотки, их очень приятно пересматривать и самой, с течением времени. Иногда даже на завтра. Вот сейчас я жалею, что очень мало фоткала тот же Стамбул. Из Нешвила у меня, бывает, месяцы проходят без единой фотки (хотя и без единого события или чего-то, о чем хотелось бы потом вспомнить, так что тут нет противоречия).

Пока мы ужинали, наступила темная ночь, но обороты не снижались. Даже в Будапеште вторая половина воскресенья - пожалуй, самая спокойная часть недели. Глобально я не знаю, нравятся ли мне большие города или те, что поменьше. Наверное, для меня не важен размер сам по себе. Например, трудно поверить, что в Атланте 4 миллиона, такой сельской она кажется! Но есть большие города, которые замедляются к воскресенью, а есть такие, как Стамбул. Нью-Йорк не замедляется вообще никогда, даже в Рождество.

Мы пошли гулять. С одной стороны, днем я увидела бы больше, но с другой, там очень красивая подсветка. Мы увидели много мечетей (на фото - самая любимая мечеть Серата, если я не ошибаюсь). Обилием мечетей Стамбул напомнил Рим. Не верится, что не все они являются обязательной частью туристической программы (просто потому, что их слишком много!)

Еще в Стамбуле очень много котов!
Мы видели университет,

какую-то очень важную историческую колонну 11-го века, а также подошли близко к рынку. Серат сказал, что очень жаль, конечно, что мы не побывали внутри, мол, там очень классно. Это что-то типа крытого лабиринта, и кусочки этого лабиринта функционируют во вне-базарное время как кальяна и может как что-то еще. Вообще так экзотично, эти кальянные! Такие мужские царства. Сидят дядьки и дымят, дымят.
Не хотелось нарушать камерности посиделок гостей кальянной. Даже этой фотографией, как мне показалось я вторглась в пространство посетителей кальянной, не располагающей к суете и айфонам. Там место друзьям, шуткам и разговорам о вечном или о сиюминутном. 
Наблюдая такое времяпровождение, задаешься вопросом, а когда работать-то?:) Хотя здесь все по барам тусуют. Между барами и посиделками с кальяном я бы выбрала второе, мне нравится расслабленная атмосфера. По дороге я осуществила свою маленькую мечту - выпила свежевыжатого гранатового сока, хотя после ужина это и не самое полезное. Представляю, как это классно на завтрак с турецким кофе!
Мы гуляли еще очень-очень много: Айя София, мост Галата (?) где советуют есть мидий (покупать у уличных торговцев). Когда я была очень маленькая, в Стамбул однажды ездил папа, и у меня остались расплывчатые воспоминания о его рассказах о продавцах чая, которые очень громко кричат, и мидий.

За полночь поели пахлавы в очень красивом месте. Меня не переставало удивлять, что в такое время почти все еще открыто, все еще продается street food (!) то есть по всем признакам никто и не собирается спать. Много мам с детьми. Это кафе с пахлавой совсем не выглядело пустым или заспанным.


Глядя на это фото, я поняла, что я все-таки успела выпить турецкого кофе=)
Еще я обратила внимание на количество обслуживающего персонала. Такое ощущение, что оно  на 20-50% превышает нужды любого заведения, и в основном это мужчины. И в Турции при этом все равно огромная безработица! Это же сразу заметно в Доминикане, Мексике и немного в Венгрии, но не в Америке. Лишних людей сразу же отпускают домой или вообще не нанимают. В Доминикане повсюду слоняется персонал, и видно, что даже когда становится бизи, заняться особо нечем. Кстати, самое интересное, что они особенно бестолковы в моменты, когда их помощь становиться нужна. Вы замечали, что когда долго бездельничаешь (и даже недолго) как будто совсем теряешь навыки нормальной, эффективной, быстрой и четкой работе? Здесь это называют muscle memory. Поэтому лучше всегда пребывать в движении, ведь если расслабишься, собраться и восстановить muscle memory довольно тяжело.
Хотя турки все же создают впечатление более проворных, чем доминиканцы или мексиканцы.
Шел второй час ночи, а мы ходили и ходили. Дошли до "Стамбульской La Rambla" (по словам Сената), ну или Ваци. В каждом городе, наверное, есть такая улица. Мне она совсем не понравилась, если не считать маленьких кальянных на улицах поменьше, выходящих на эту. Все никак не могла привыкнуть, что в начале второго такое движение! Бары, рестораны - все открыто, все заполнено людьми, детьми, кухни открыты и продолжают готовить. "Прям Нью Йорк или Берлин какой", как в одной песне Bad B, которую я никак не могу найти, чтоб вам показать=)
Еще на этой улице расположено много клубов, из которых ревет такая музыка, ну которую я себе представляю на турецких курортах или году в 2002 в Madison в Минске, или "Белая Вежа" (по сей день?:), а на входе стоят зазывалы и, собственно, зазывают. Серат сказал, что девочкам вход бесплатно, и их зазывают особо рьяно, т.к. там гендерный баланс совсем перекошен. Даже М могут пропустить бесплатно, если он приведет с собой даму.
В тот момент я почувствовала, что конкретно устала, и мы пошли к метро через огромную площадь, где, несмотря на свою усталость, я подумала, что вижу что-то грандиозное и даже немного, может быть, историческое. На площади в два часа ночи была толпа в несколько тысяч человек (на глазок мне трудно определить), все в красных тюрбанах и поют бешеные песни. Серат объяснил, что они какие-то супер-националистические, и я даже не поняла, он поддерживает эту тусовку или нет.

Припев в песне был свирепый, типа "ля-ля-ля, Тур Ки Е". Рядом можно было купить флаг, чтоб в него завернуться, или тюрбан. Метро работало (хотя и ходил только 1-2 раза в час),  чтобы доставлять желающих выразить гражданскую позицию на площадь и с площади. Минут через 30 я уже была "дома", искупалась в ванне с пузыриками и заснула тревожным сном, когда знаешь, что тебе вставать через 4-5 часов, а спать хочется часов 12.
В нашем красивом отеле был красивый ресторан, где я очень пожалела, что не взяла с собой купальник. Несмотря на то, что сам по себе район, по словам Серата, "рабочий" (помесь фабрик с офисами, притом офисы стали появляться недавно). Типа в Минске Заводской район, что ли, они красиво огородили бассейн от окружающего пейзажа, и на уровне глаз почти казалось, что ты на каком-то курорте (хотя сверху из номера правда была на лицо: кругом коричневый бетон).

На завтрак предлагалось много вкусностей, но главное - очень много свежих овощей, и я поедала какую-то неизвестную горькую травку, оливки, ароматные помидоры и огурцы, проливая скупую слезу о том, как я отвыкла от ароматных овощей (а ведь наверняка это не были какие-то особенные фермерские помидоры!) и как круто, что я сейчас оторвусь дома и в Будапеште. В Будапеште даже сладкие перцы из Алди из пластиковой коробки были ароматнее, чем какие-то супер-орагинк CSA* в Нешвиле. Плюс еще простой свежий соленый сыр типа феты, плюс пару (пару?:) турецких булочек. Мы обменялись с Сератом фотками наших завтраков, мой был раз в 15 больше и декадентнее=) Но булки у нас совпали.


Вот и все! Надеюсь, меня еще раз занесет в Стамбул. Весь этот гигантский пост я старалась избегать штампа "бросается в глаза сочетание старины и современности", но это, пожалуй, то, что делает Стамбул таким особенным. А еще сочетание Востока и Запада. Я бы даже не возражала, если бы пришлось там пожить пару месяцев. Здесь популярны программы, когда уезжаешь за бугор преподавать английский, и Турция и Южная Корея - одни из самых популярных направлений.  Было бы классно!

Обнимаю!

*CSA - это популярная здесь съема сотрудничества с фермами, говорят, в больших городах овощи по-другому и не покупают. Вариантов много, но смысл в том, что ты покупаешь овощи напрямую у фермы, и только то, что в сезоне. Иногда работает по подписке или предоплате, например, в апреле ты платишь 600 долларов за среднего размера коробку овощей, которую раз в неделю ты можешь забрать в определенном месте (бывают CSA с доставкой). Можно выбрать размер коробки и частоту (раз в неделю или в две), но почти никогда нельзя выбрать наполнители коробки, так как идея именно в сезонности. За счет того, что ты покупаешь напрямую у производителя и забираешь товар прямо с фермы, получается не очень дорого. Плюс многим импонирует аспект поддержки местного производителя и модной тут тенденции "познакомиться со своим цыпленком", "узнай, откуда твоя еда" и т.п. 





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale