Deep thought No. 2176

У меня была очень насыщенная событиями пятница, плавно перетекшая в субботу. Иногда одна ночь может очень многому научить и помочь понять что-то, на что в иной обстановке уйдут месяцы или годы.

Вот эта пятничная жизнь убедила меня снова в одной простой истине, которую, как водится, легко забыть, потому что это почти контринтуитивно.

Эта истина - она вот, в "Собачьем сердце" (моя любимая книга, пожалуй):
  • Как это вам, Филипп Филиппович, удалось подманить такого нервного пса?
  • Лаской, лаской. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом.

Я уже, наверное, говорила, что я думаю, что мне несказанно повезло здесь с работой. В январе исполняется год службы, и каждый день я прихожу на работу с радостью. Странно, да? Я ведь не спасаю китов, не перерабатываю мусор, не помогаю заносить птичек в каталог, не пеку хлеб. Наоборот, моя работа подразумевает много печатания (и я никак не могу заставить своих коллег отлипнуть от принтера), много макулатуры и много того, что подпадает под определения перекладывания скрепок. 

В чем же тут секрет? Во-первых, я научилась очень многим прикольным и совершенно новым вещам, к которым в другой (читай: большой) компании меня бы и на пушечный выстрел не подпустили. Не знаю, те ли это навыки, которые когда-нибудь мне помогут понять, чем же я все-таки хочу заниматься (а это, между прочим, очень животрепещущая тема для современников, поэтому мне даже не стыдно признаться, что мне 27, и я очень часто не знаю, куда иду), но единственный способ понять - это попробовать. И мне очень нравится, что наша компания играет во все взрослые игры, в которые играют взрослые, и даже во взрослом масштабе, но игровая площадка и атмосфера на ней остаются очень playful. При этом атмосфера, в которой каждому понятно, что мы делаем что-то новое, поэтому никто не знает правильного ответа, и порой единственное, что мы можем сделать, это просто попробовать, - вот о такой я нередко читала в разных книгах и статьях по менеджменту. Что, мол, Гугл пытается у себя это культивировать: нанимать огромное количество инженеров, чтобы они бегали по офису, толкались, и таким образом в атмосфере игры и соревнования создавали что-то классное. 

У нас не совсем так, у нас скорее: "Хьюстон, у нас проблема" - "Ммм... что можно сделать?" - "А, Б, и В". Прелесть в том, что ответа правильного никто не знает, поэтому мы делаем самое простое (как правило, оно и оказывается самым верным), и самое классное при этом,  - ощущение, что все делают это впервые, и все вместе. Поэтому падать не страшно, не больно, и не боишься, что тебя настучат по шапке.

И вообще, вот это "настучать по шапке"... Ужасное, ужасное ощущение. Я немного работала в Беларуси, но очень хорошо помню, что стержень и краеугольный камень белорусского управления (а также, наверное, учебы в универе и в школе) - это страх наказания. Страх, что вызовут "на ковер". Что тебя там будут отчитывать и ругать. Я постоянно вспоминаю мамину работу: ее постоянно ругают, она постоянно ругает. Ужас. Это же вечный стресс, когда боишься шаг в сторону вступить, причем чаще всего непонятно, в сторону от чего? В итоге взаимодействие строится на мотивации к избеганию наказания и, возможно, мотивации выпросить похвалу. А не на то, чтобы классно сделать работу, попробовать что-нибудь и, возможно, это будет плохой идеей, но зато теперь все будут знать, что так делать нельзя!

Наверняка в Америке тоже есть места (и может быть, их даже большинство), что тебя прессуют и ругают. Но к счастью, наша контора - не одна из их. 

И к чему я это веду? С самого начала мне начальник не раздумывая доверял и предлагал делать вещи, безо всякой подготовки, о которых я понятия не имела. Что-то я порола, что-то получалось с первого раза. Но это было классно и весело, как с вышки прыгать! Потом все это быстро заканчивается, а ты уже знаешь, что не разобьешься, если сделаешь это еще раз. 

И вот это доверие, постоянное подчеркивание того, что на тебя надеются и полагаются на твою компетентность, - это приводит к интересному результату: люди становятся как бы лучшей версией себя. Мне хочется постоянно что-то читать, узнавать и может быть даже записаться в еще один универ, потому что мне иногда не хватает формальных знаний. Мне не жалко остаться дольше на пару часов, потому что у нас инициатива не наказуема. Хотя никто и не заставляет!=) Странный фокус. 

При этом когда тебя ругают и ты работаешь в вечном страхе, ошибиться, за тобой постоянно перепроверяют, не доверяют и пересчитывают (а ведь делается это с лучшими намерениями, чтобы все было сделано идеально, а идеально могу сделать только я), появляется желание перечить и все делать наоборот, и вообще, контора разделяется на два лагеря: мы против них. 

В общем, эта недлинная заметка была о том, что охота пуще неволи, но фокус в том, чтобы людям, работающим не на себя, было охотно? 

Нашему начальнику это удалось, и это большой-большой кайф, работать в таком месте и с такими людьми. Надеюсь, что все сложится, и я здесь задержусь, потому что очень интересно, что с нами будет через год. И я говорю "с нами", а не "с ними", а это, по-моему, высший признак корпоративной лояльности=) 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самые достойные американские шоколадки

Бьюти штучки и другое

Regale